Прокол камеры велосипеда довольно непредсказуемое явление и может случиться в самый неподходящий момент. Оказаться где-то в глуши со спущенным колесом и катить велосипед несколько километров – не самая радужная перспектива, поэтому лучше подготовиться заранее и всегда возить с собой насос и велоаптечку. О том, что делать в случае прокола и как можно от него защититься, мы сейчас и поговорим.
Содержание статьи:
- Способы защиты от проколов
- Что понадобится для ремонта
- Разбортируем колесо
- Как найти прокол
- Заклеиваем камеру
- Ставим камеру и покрышку
Способы защиты от проколов
На 100% защитить колесо от проколов нельзя, но можно снизить вероятность их появления или же нейтрализовать последствия. У каждого способа есть свои плюсы и минусы, и в каких-то случаях что-то подходит лучше, что-то хуже. Давайте вкратце их разберём.
- Накачка колёс
Сильно накачанные покрышки становятся более твёрдыми и их сложнее проколоть. С другой стороны это плохо с точки зрения комфорта и отработки резиной неровностей дороги. Но в какой-то ситуации (например, когда нужно проехать по участку с битым стеклом) это можно использовать. - Износ резины
У покрышек с изношенным протектором не только ухудшается сцепление с дорогой, но также уменьшается расстояние от земли до камеры, да и сама резина может со временем терять свои свойства. Поэтому по мере износа резины увеличивается и частота проколов. - Антипрокольная лента
Антипрокольная лента вкладывается между покрышкой и камерой. Это уменьшает вероятность прокола, но немного увеличивает вес колес, может приводить к перетиранию или износу камеры о край ленты и не защищает камеру сбоку. - Антипрокольные покрышки
Это усиленные покрышки, более плотные или с интегрированным внутрь антипрокольным слоем. Чем сильнее защита, тем больше вес/цена. Но сбоку защита меньше, т.к. покрышка должна амортизировать неровности. - Бескамерные шины
Как понятно из названия, в данном случае камера отсутствует и проколоть её или получить «змеиный укус» (пробой камеры в 2-х местах об обод) нельзя. Проколы шины заклеиваются в течении нескольких секунд сами залитым внутрь специальным герметиком. Из минусов – нужны ободья под бескамерки и сами шины, т.к. обычные велосипедные покрышки для этого использовать не рекомендуется.
В южных регионах, где на дорогах в большом количестве валяются плоды растения якорцы с острыми шипами, за одну поездку можно получить несколько десятков проколов. Использование бескамерных шин там самый оптимальный вариант.
- Герметик (антипрокольная жидкость)
Герметики бывают не только для бескамерных шин, но и для велосипедных камер. Правда по сравнению с бескамеркой, количество проколов, которое может выдержать камера, существенно ниже. Из недостатков камерных герметиков – обычно они имеют срок годности порядка 6-12 месяцев (после чего желательно будет заменить камеру) и они не справляются с большими проколами (больше 2-3 мм), а из-за герметика поставить на это место заплатку «в полевых условиях» скорее всего не получится.
Что понадобится для ремонта
Чтобы заклеить велосипедную камеру обычно используют велоаптечку (ремкомплект), которую лучше всегда возить с собой. Минимально необходимый набор для этого:
- заплатки (ещё их иногда называют «латки»)
- клей-активатор
- насос
Также желательно иметь:
- кусочек наждачной бумаги, чтобы зачистить поверхность в месте прокола
- монтажные лопатки, чтобы было проще разбортировать покрышку
- перчатки
Разбортируем колесо
Чтобы вынуть камеру, нам нужно снять покрышку с одной стороны с обода колеса. Большинство современных камер можно разбортировать руками.
Если же руками сделать это не получается, можно воспользоваться специально для этого предназначенными монтажными лопатками или какими-то подручными средствами, главное не повредить при этом камеру (и покрышку с ободом тоже). После чего извлекаем камеру.
Как найти прокол
Чтобы найти прокол, проще всего накачать камеру насосом и просмотреть её по кругу. Если камеру спустило достаточно быстро, то значит прокол значительный и вы услышите шипение и почувствуете струю воздуха.
Если же колесо спускает медленно, то нужно опустить накачанную камеру в воду. Возможно травит ниппель или старая заплатка была наклеена неправильно.
После того, как прокол обнаружен, нужно запомнить точное место где он находится или по возможности чем-то отметить с 4-х сторон, т.к. в дальнейшем его скорее всего будет не видно.
Ещё один важный момент – нужно проверить покрышку в месте прокола. Бывает что кусочек проволоки или маленький осколок стекла застревает в покрышке, прокалывает камеру и остаётся внутри. В таком случае когда мы поставим свежезаклеенную камеру, то получим новую дырку. Чтобы сузить место проверки, нужно приложить камеру к колесу совместив ниппель и отверстие под него в ободе, осмотреть и ощупать голой рукой (в перчатке можно не почувствовать) место прокола внутри покрышки.
Заклеиваем камеру
Далее нужно полностью спустить воздух из камеры и зачистить место вокруг прокола наждачкой. Нам нужно соскрести верхний слой и добраться до чистой резины, чтобы плёнка на поверхности не препятствовала химической реакции с активатором.
Если наждачной бумаги нет, то в крайнем случае можно воспользоваться камнем или потереть об асфальт, постаравшись, насколько это возможно, не загрязнить место зачистки.
Бывает, что прокол находится не на ровном участке, а рядом с дорожкой на поверхности камеры, в таком случае нужно её счистить, т.к. после установки заплатки вдоль неё может постепенно просачиваться воздух.
После этого на зачищенном участке останутся крошки от верхнего слоя и наждачки. В идеале хорошо бы протереть это всё обезжиривателем, но в полевых условиях можно просто сдуть или аккуратно смести, стараяясь не загрязнить зачищенное место.
Наносим клей-активатор небольшим слоем на зачищенное место и ждём пока он подсохнет.
Отрываем фольгу от заплатки и не касаясь оранжевого слоя руками, прикладываем к месту прокола и прижимаем в течении нескольких минут (5-10). Если есть возможность, можно придавить прессом, если нет – просто сжать пальцами.
Верхнюю плёнку лучше не трогать, т.к. свежая заплатка будет липкой и когда вы поставите камеру, то она прилипнет к покрышке.
В качестве альтернативных способов, если велоаптечки под рукой нет, а доехать нужно, можно временно использовать изоленту или скотч – наклеить поверх прокола, немного накачать камеру и обмотать её в этом месте по кругу. Или заклеить прокол с помощью суперклея (который подходит для резины), капнув его внутрь и сверху.
Ставим камеру и покрышку
Немного накачиваем камеру, чтобы она расправилась и ставим внутрь. После чего надеваем край покрышки на обод.
Теперь нужно ещё чуть-чуть подкачать колесо и убедиться, что покрышка с обоих сторон встаёт по всей окружности ровно, на одном расстоянии от обода (иначе при вращении её будет немного «бить»). Если же нет – поправляем её и накачиваем колесо окончательно.
На этом всё, если у вас появились какие-то вопросы, буду рад ответить на них в комментариях.