Как настроить скорости на велосипеде самостоятельно. Почему плохо переключаются передачи и как отрегулировать переключение скоростей на переднем и заднем переключателе – подробная инструкция с фото

4.6
(177)

Настроить переключение скоростей (передач) на велосипеде довольно просто, если делать всё в правильной последовательности. Совершенно не обязательно для этого обращаться в веломастерскую, можно всё сделать самостоятельно. Действуя по нашей инструкции, вы справитесь буквально за 5-10 минут.

 

Содержание статьи:

Осмотр и проверка трансмиссии

Перед настройкой важно убедиться в правильной установке и отсутствии повреждений деталей трансмиссии

Далеко не всегда плохое переключение скоростей связано с настройкой переключателя. Дело может быть в каких-то механических повреждениях, в затруднённом скольжении тросика, в неправильной установке переключателя или рубашки. Прежде чем начинать настраивать (или регулировать) переключатель скоростей, нужно всё это проверить. Иначе потом может оказаться что мы сбили правильную регулировку или что переключатель никак не настраивается из-за погнутого крепления.

Для удобства велосипед проще перевернуть и поставить на руль и седло

Что нужно проверить:

  1. Рамка натяжителя цепи должна располагаться параллельно звёздам кассеты

Если это не так, то скорее всего погнут петух (крепление заднего переключателя к раме), либо сама рамка. Петух – это своеобразный предохранитель, который в случае сильного удара по переключателю деформируется или ломается, но зато «ценой своей жизни» не даёт повредить раму. В случае если он погнут, то ровно выправить его самостоятельно может быть достаточно сложно. Возможно для этого понадобится обратиться для ремонта в мастерскую или купить новый (хотя найти такой же бывает достаточно сложно).

    1. Скольжение тросика в рубашке не должно быть затруднено

Если вы меняли тросик и рубашку на новые, то этот пункт можно пропустить, если же они остались старые, то нужно убедиться в их надлежащем состоянии.

Внешний осмотр может не выявить проблемы, поэтому можно высвободить рубашку из посадочных креплений на раме и вручную проверить как хорошо скользит тросик. Для этого переключитесь на самую большую звезду кассеты и сбросьте несколько передач манеткой не вращая педали. Таким образом натяжение тросика ослабнет и можно будет высвободить рубашку, проверить состояние её и тросика переключения скоростей и очистить в случае необходимости.

Если всё в порядке, то поставьте рубашки на место и включите на манетке обратно первую передачу. Убедитесь, что все отрезки рубашки стоят в своих посадочных местах и не выскочили.

  1. Не должно быть сильного люфта переключателя и роликов, а также большого износа зубьев

Если переключатель уже не новый, нужно проверить чтобы у него не было люфта. Пошевелите параллелограмм и ролики и убедитесь что зубцы роликов не сношены, иначе желательно будет их заменить. Небольшой люфт роликов может присутствовать, но цепь не должна касаться рамок натяжителя.

На видео у переключателя присутствует сильный люфт параллелограмма и роликов, зубцы ролика сильно изношены. Хорошо настроить такой переключатель не получится.

  1. Не должно быть большого износа зубьев звёзд кассеты

На фото видно, что зубья 4, 5 и 6-й звёзд очень сильно изношены. При сильном износе зубьев, кассету (и цепь тоже) нужно будет заменить.

Когда цепь пора менять мы писали здесь.

Итак, с самыми частыми неисправностями разобрались, теперь давайте перейдём к настройке переключателей скоростей велосипеда. Нужно только отметить, что настройку очень желательно проводить на чистой трансмиссии – грязь на цепи, звёздах и роликах может усложнить задачу.

Настройка заднего переключателя

Доступных нам настроек переключателя не так много:

  • Винт натяжения тросика (позволяет отрегулировать положение лапки переключателя точно напротив звезды кассеты)
  • Винт L (англ. Low – низкий; с помощью него ограничивается сдвиг лапки на нижних передачах, чтобы цепь не могла соскочить с большой звездой кассеты в спицы колеса)
  • Винт H (англ. High – высокий; он ограничивает сдвиг лапки на высоких передачах, чтобы цепь не могла соскочить с маленькой звезды кассеты)
  • Концевой регулировочный винт (позволяет регулировать расстояние между кассетой и направляющим цепь роликом переключателя скоростей)

Итак, приступим к настройке:

  1. Устанавливаем сзади самую высокую передачу (маленькая звезда кассеты) – одной рукой крутим педаль велосипеда так, чтобы вращалось колесо, второй переключаем скорости на манетке.

  1. Ослабляем болт фиксатора шестигранником и высвобождаем тросик.

  1. Закручиваем до упора винт натяжения тросика на манетке (и на переключателе тоже, если таковой имеется).

  1. С помощью винта H (если не подписан, найдите его опытным путём) регулируем положение ролика так, чтобы он находился точно напротив самой маленькой звезды кассеты. И после этого смещаем ролик чуть-чуть дальше от колеса (выкручиваем винт H на четверть оборота).

  1. Натягиваем (сильно тянуть не нужно) тросик рукой и зажимаем с помощью фиксатора.

  1. Одной рукой крутим педаль так, чтобы заднее колесо вращалось, второй переключаемся на манетке на 1 передачу ниже. Если цепь не перескочила на следующую звезду, то постепенно выкручиваем винт натяжения тросика на манетке, пока это не произойдёт. После этого, пробуем переключать скорости вверх и вниз и в случае необходимости немного корректируем положения винта натяжения троса.

Если направляющий ролик находится слишком близко к кассете и упирается при переключении в большие звёзды, нужно немного выкрутить концевой регулировочный винт

  1. Переключаемся на самую низкую передачу сзади (большая звезда кассеты) и крутя винт L, находим такое положение, когда лапка только начинает сдвигаться. После чего немного ослабляем (выкручиваем на четверть оборота) винт L.

  1. Настраиваем расстояние от звезды кассеты до ролика с помощью концевого регулировочного винта. Чем меньше это расстояние, тем быстрее будут переключаться скорости, но в то же время цепь не должна задевать зубья звёзд. Обычно ближайшая звезда к траектории смещения ролика – самая большая и нужно чтобы от неё до ролика было примерно 5-6 мм (если маленькая – то 10-11 мм).

На этом настройка заднего переключателя велосипеда закончена. Переходим к переднему (если он имеется).

Настройка переднего переключателя

  1. Устанавливаем на велосипеде самую низшую передачу – маленькая звезда системы спереди и большая звезда кассеты сзади.
  2. Ослабляем болт фиксатора и высвобождаем трос.

  1. Закручиваем до упора винт натяжения троса на манетке.

Дальше удобнее перевернуть велосипед и поставить его на колёса, чтобы было проще работать с винтом L для ограничения крайнего положения рамки.

  1. С помощью винта L нужно добиться чтобы рамка переднего переключателя скоростей со стороны велосипеда находилась максимально близко к цепи, но не тёрлась о неё при вращении педалей.

Снова нужно будет перевернуть велосипед и поставить на руль и седло.

  1. Натягиваем тросик рукой и зажимаем с помощью фиксатора.

  1. Одной рукой крутим педаль так, чтобы заднее колесо вращалось, второй переключаем передачу на манетке. Если цепь не заскочила на следующую звезду, то постепенно выкручиваем винт натяжения троса на манетке, пока это не произойдёт. Пробуем переключаться вверх-вниз и, в случае необходимости, немного корректируем положение винта натяжения.
  2. Устанавливаем на велосипеде самую высокую передачу – большая звезда системы спереди и маленькая звезда кассеты.

После чего снова переворачиваем велосипед на колёса.

  1. C помощью винта H нужно выставить рамку переключателя так, чтобы с внешней стороны между ней и цепью было минимальное расстояние. Но при движении цепи, они не должны скрести друг о друга. И ограничение не должно мешать переключению на большую звезду системы.

 

На этом настройка переключения скоростей велосипеда закончена, можно кататься в своё удовольствие. Если у вас возникли какие-то вопросы или дополнения, то напишите их в комментариях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.6 / 5. Количество оценок: 177

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Комментарии 22

  • Вообще то все нормальные люди сначала настраивают передний переключатель и только потом задний. А не наоборот как тут…… 🤦

    • Это неправильно, нужно начинать с заднего. Чтобы точно настроить ограничение низшей передачи(L) спереди, должна быть включена самая низшая передача сзади (большая звезда кассеты), т.к. при этом цепь находится в крайнем положении (максимально близко к велосипеду). И соответственно наоборот – при регулировке ограничения высшей передачи(H) спереди, нужно переключиться на самую маленькую звезду кассеты сзади. С неработающим задним переключателем сделать это будет затруднительно. Т.е. проще говоря, задний переключатель можно настроить с неработающим передним, а в случае с передним – нужно чтобы работал задний, иначе будут некорректно отрегулированы ограничения крайних положений.
      Но вообще конечно «нормальные люди» могут делать как считают нужным.

    • В каком-то видео даже говорят, что без настроенного зада, не настроить перед

  • Все нормально получилось. Инструкция отличная.

    • Спасибо, приятно слышать)

      • Я инвалид, я настроил задний переключатель, теперь нужно мне настроить передний переключатель. Как можно сделать если у меня когда я включаю самый третий цикл у меня переключатель переключил, но цепь остаётся по середине?

  • Немного не понял , с переди у меня 3 звезды,при настройке заднего переключателя на какой из звезд должна быть цепь спереди ?

    • Не имеет значения, спереди на любой звезде может быть, на настройку заднего переключателя это не повлияет.

      • Спасибо )

      • Неправильно. Цепь должна быть на средней звезде в случае с triple-системой, потому как только она позволяет работать без критического перекоса цепи со всеми звездами кассеты, на большой звезде тройной системы некорректно переключать на две большие звезды кассеты , а при расположении цепи на малой звезде системы некорректно включать две крайних малых звезды на кассете из-за сильного перекоса цепи.

        • Про правильное переключение передач (и про перекос в том числе) я писал в этой статье
          https://velobotan.ru/pravilnoe-pereklyuchenie-skorostej-na-velosipede/
          Здесь же речь идёт о настройке заднего переключателя, а его можно настраивать на любой звезде спереди. Если при переключении на крайние звёзды кассеты (для регулировки ограничителей) цепь при этом заденет рамку переднего переключателя, ничего страшного с ней за пару оборотов без нагрузки не случится.

          • Зачем настраивать на тех звездах, на которых перекос цепи будет критичен для крайних звезд кассеты? Ведь не нужно забывать, что цепь, заходящая на звезду кассеты под большим углом, будет не вполне корректно на неё заходить. Да, влияние небольшое, но оно есть. Если есть выбор, естественно поставить цепь на среднюю звезду и регулировать задний переключатель в более благоприяных условиях, чем упрямо пытаться это делать на любой звезде.
            Но это частности, а вообще весьма грамотное и информативное изложение материала по всем разделам, связанным с велоспортом и велосипедом. Спасибо.

          • Спасибо за добрые слова, приятно слышать.
            При настройке на большой звезде системы сильный перекос будет на большой звезде кассеты, т.е. при регулировке ограничения крайнего положения нижней передачи винтом L. Само переключение индексное, т.е. если мы настроили переключение между двумя звёздами (на маленьких звёздах, с минимальным перекосом), то оно будет работать уже по всей кассете (кроме случаев, когда при производстве кассеты был допущен брак и у неё гуляет расстояние между звёздами или если параллелограмм/ролики переключателя имеют сильный износ и люфтят). При переключении на низшую звезду кассеты цепь может задевать рамку переднего переключателя, но это без нагрузки и недолго, с цепью и рамкой ничего страшного при этом не успеет произойти (при езде по неровностям или съезде с тротуара задевание тоже происходит). Дальше настраиваем ограничение уже не вращая педали – крутим винт L и отслеживаем момент, когда лапка только начинает сдвигаться и немного выкручиваем винт обратно. То, что цепь при этом может немного касаться рамки спереди на отслеживание момента сдвига лапки не повлияет. Т.е. самое негативное, что при этом произойдёт – цепь возможно немного потрётся о рамку при переключении на и с большой звезды кассеты, но настроено всё будет так же, как и на средней звезде системы.
            Если настраивать на маленькой звезде системы, то максимальный перекос будет в начале – на маленькой звезде кассеты. Но он тоже не повлияет на положение лапки и направляющего ролика, т.к. конструкция многоскоростной цепи предусматривает чтобы цепь сгибалась в боковых направлениях и такого перекоса недостаточно, чтобы ограничивать лапку.
            В общем, на саму настройку это не повлияет, но если смущает момент с задеванием цепью рамки, то можно переключиться на среднюю звезду.

  • Что такое манетка ? Трос вкрутить на чём?

  • Вроде разобрался, но цепь с большой звёздочки скидывает, почему то

    • Не вполне понятно, что именно происходит. При вращении педалей, цепь с большой звезды (как я понял, спереди) соскакивает на меньшую? Скорее всего ограничитель низшей передачи (L) был выставлен не совсем правильно (п.4 настройки переднего переключателя).
      Т.е. суть настройки такая – с помощью винта L мы устанавливаем правильное положение рамки для низшей передачи спереди (точно напротив маленькой звезды), а дальше просто фиксируем тросик и при переключении он натягивается или ослабляется на фиксированную длину, рамка сдвигается и переключает передачи. Если край рамки при настройке ограничения находится слишком близко к цепи, то она будет задевать цепь при вращении педалей, если слишком далеко, то при переключении рамка будет занимать не правильное положение напротив звезды, а с некоторым сдвигом в сторону меньшей звезды, из-за чего цепь может сбрасывать. У вас видимо это и происходит, если я правильно понял. Поэтому лучше настроить ограничитель L по-новой, либо попробуйте вращать педали и по чуть-чуть выкручивать винт натяжения троса (тросик при этом натягивается и рамка сдвигается от велосипеда) на манетке переднего переключателя, добившись чтобы цепь не слетала и передачи переключались.

  • Вы не поняли. Так начнём я переключаю скорости всё нормально, но как я мне нужно переключиться ещё раз на третий самую большую звезду у меня сработает но переключает до конца, как ему что-то не хватает?

    • Т.е. у вас цепь стоит на самой маленькой звезде (1 передача), на среднюю звезду (2) переключается нормально, но когда хотите переключиться на самую большую звезду (3), то передача на манетке переключается, но цепь при этом не заскакивает на большую звезду?
      Попробуйте когда включена 2-я передача переключиться на 3-ю и вращая педали начать по чуть-чуть выкручивать винт натяжения троса на манетке переднего переключателя, пока цепь не заскочит на большую звезду. Но если выкрутите слишком сильно, то возможно после этого цепь не будет соскакивать с большей звезды на меньшую, тогда нужно будет винт закрутить обратно и найти положение винта, когда хорошо переключается и вверх, и вниз. Иногда (на бюджетных групсетах или если трансмиссия изношена) этого добиться не получается, тогда нужно сделать чтобы цепь переключалась с большей на меньшую передачу, а с меньшей на большую переключать за счёт того, что сильнее (дальше) нажимать большим пальцем рычажок на манетке и держать его пока цепь не заскочит на звезду. При переключении со второй передачи на третью так сделать может мешать ограничитель высшей передачи, тогда нужно немного выкрутить винт H.

  • Очень понятная инструкция. Спасибо!

  • Добрый день. У меня не перекидывается цепь на 3 передачу, большая звезда. Как бы?

    • Добрый день
      А между маленькой и средней звездой всё хорошо переключается и вверх, и вниз? Тогда попробуйте при переключении на большую звезду нажать рычаг манетки до щелчка и после этого продолжать давить на него некоторое время (1-2 секунды), вращая педали, пока цепь не переключится. Возможно при этом будет мешать ограничитель высшей передачи, тогда можно немного выкрутить винт Н, чтобы дать возможность рамке сдвигаться чуть дальше.
      Вообще переключение спереди не всегда получается настроить идеально, потому что обычно передний переключатель ставится не самого высокого уровня и зубья звёзд могут иметь некоторый износ. Тогда приходится настраивать, чтобы хорошо переключалось с большей звезды на меньшую, а с меньшей на большую можно «натянуть», давя большим пальцем подольше, как я писал выше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *