
Настроить переключение скоростей (передач) на велосипеде довольно просто, если делать всё по шагам и в правильной последовательности. Совершенно не обязательно для этого обращаться в веломастерскую, можно всё сделать самостоятельно.
Есть несколько способов настройки переключения передач, на мой взгляд данный способ оптимальный (максимально простой и точный) по сравнению с другими, в том числе рекомендуемыми в инструкциях Shimano или Sram (для сравнения в конце приведена настройка заднего переключателя из руководства для дилеров от Shimano).
Полная настройка занимает 5-10 минут и сводится к осмотру трансмиссии (4 элемента), регулировке заднего переключателя (8 простых шагов) и при наличии/необходимости – переднего (также 8 шагов).
Содержание
Краткая инструкция
Перед настройкой желательно сначала осмотреть трансмиссию. Здесь по шагам кратко описан процесс осмотра, настройки заднего и переднего (если имеется) переключателей. Для переключения между вкладками используйте кнопки:
- Кнопка «Осмотр» показывает вкладку «Осмотр трансмиссии»
- Кнопка «Задн. переключатель» – «Настройка ЗАДНЕГО переключателя»
- Кнопка «Передн. переключатель» – «Настройка ПЕРЕДНЕГО переключателя»
Если какой-либо пункт в инструкции ниже требует более детальных пояснений – нажмите на него, и он откроется отдельно с более подробными комментариями. Либо можно листать статью дальше, там всё разбирается более полно.
Осмотр и проверка трансмиссии
Перед настройкой нужно убедиться в правильной установке компонентов и отсутствии повреждений деталей трансмиссии, т.к. не всегда плохое переключение скоростей связано с неправильной настройкой переключателя. Иногда плохая работа переключателя может быть вызвана каким-то повреждением или деформацией деталей.
Например, может быть погнут «петух» (элемент для крепления заднего переключателя) и рамка переключателя находится криво по отношению к звёздам кассеты. Или в рубашку тросика попала грязь и пружине переключателя не хватает усилия, чтобы вытянуть тросик на нужную длину, из-за чего рамка не может сместиться на правильное расстояние и передачи переключаются как попало.
Поэтому прежде чем начинать настраивать (или регулировать) переключатель скоростей, нужно всё это проверить.
Для удобства велосипед лучше перевернуть и поставить на руль и седло.
Что нужно проверять:
- Рамка натяжителя цепи должна располагаться в одной плоскости со звёздами кассеты.
Если это не так, то скорее всего погнут петух (крепление заднего переключателя к раме), либо сама рамка. Петух – это своеобразный предохранитель, который в случае сильного удара по переключателю деформируется или ломается, но зато «ценой своей жизни» не даёт повредить раму. В случае если он погнут, то ровно выправить его самостоятельно может быть достаточно сложно. Возможно для этого понадобится обратиться для ремонта в мастерскую или купить новый (хотя найти такой же бывает достаточно сложно).
- Не должно быть большого износа зубьев звёзд кассеты.
На фото видно, что зубья 4, 5 и 6-й звёзд очень сильно изношены. При сильном износе зубьев, кассету (и цепь тоже, т.к. зубья обычно стачиваются из-за того, что она «растянулась») нужно будет заменить.
Когда цепь пора менять мы писали здесь.
- Не должно быть сильного люфта в осях параллелограмма переключателя и в роликах, а также большого износа зубьев.
Если переключатель уже не новый, нужно проверить чтобы у него не было люфта. Пошевелите параллелограмм (он не должен свободно болтаться) и ролики, и убедитесь, что зубцы роликов не сношены, иначе желательно будет их заменить. Небольшой люфт роликов может присутствовать, но цепь не должна касаться рамок натяжителя и скрести о металл.
На видео у переключателя присутствует сильный люфт параллелограмма и роликов, зубцы ролика сильно изношены. Хорошо настроить такой переключатель не получится.
- Скольжение тросика в рубашке не должно быть затруднено.
Если вы меняли тросик и рубашку на новые, то этот пункт можно пропустить, если же они остались старые, то нужно убедиться в их надлежащем состоянии.
Внешний осмотр и натяжение тросика, присоединённого к переключателю, не всегда может выявить проблему. На следующем этапе при настройке заднего переключателя скоростей мы будем отсоединять тросик и это позволит проверить насколько хорошо он скользит в рубашке и при необходимости очистить её, если туда попала грязь. Но если вы просто хотите проверить состояние тросика и рубашки, то можно сделать это не отсоединяя трос.
Переключитесь на самую большую звезду кассеты и сбросьте несколько передач манеткой (шифтером) не вращая педали. Таким образом натяжение тросика ослабнет и можно будет высвободить рубашку из посадочных креплений на раме, проверить состояние её и тросика переключения скоростей и очистить в случае необходимости.
Если всё в порядке, то поставьте рубашки на место и включите на манетке обратно первую передачу. Убедитесь, что все отрезки рубашки стоят в своих посадочных местах и не выскочили.
Итак, с самыми частыми неисправностями мы разобрались, теперь давайте перейдём к настройке переключателей скоростей велосипеда. Нужно только отметить, что настройку очень желательно проводить на чистой трансмиссии – грязь на цепи, звёздах и роликах может усложнить задачу.
Настройка заднего переключателя
Доступных нам настроек переключателя не так много:
- Винт натяжения тросика. Позволяет отрегулировать положение лапки переключателя напротив звезды кассеты. При закручивании винта тросик ослабляется, при выкручивании – натягивается, что сдвигает лапку относительно звёзд кассеты. Чаще всего винт натяжения троса присутствует только на манетке, но может быть дополнительно и на переключателе (обычно это бюджетные переключатели Shimano или серия CUES), работая по такому же принципу.
- Винт L (англ. Low – низкий). С помощью него ограничивается сдвиг лапки на нижней передаче, чтобы цепь не могла соскочить с большой звезды кассеты в спицы колеса и нанести какие-то повреждения.
- Винт H (англ. High – высокий). Он ограничивает сдвиг лапки на самой высокой передаче, чтобы цепь не могла соскочить с маленькой звезды кассеты.
- Концевой регулировочный винт. Позволяет регулировать расстояние (зазор) между зубьями звёзд кассеты и направляющим цепь роликом переключателя скоростей. Чем меньше это расстояние, тем лучше (быстрее и чётче) будет переключение, но цепь не должна задевать звёзды при смещении лапки. Закручивание регулировочного винта дает увеличение зазора, выкручивание – уменьшение.
Итак, приступаем к настройке. Спереди цепь может быть на любой звезде, на настройку заднего переключателя это не повлияет.
- Установите сзади самую высокую передачу (маленькая звезда кассеты). Одной рукой крутите педали велосипеда так, чтобы цепь вращала заднее колесо, второй – переключайте скорости на манетке до последней передачи. Если цепь не переключается на последнюю звезду, т.к. плохо работает переключение, – ничего страшного, отсоедините тросик (шаг 2) и она переключится. Если лапке переключателя не даёт сместиться к маленькой звезде ограничитель высокой передачи (винт H), то немного выкрутите его.
- Ослабьте болт фиксатора шестигранником и высвободите тросик. Теперь пружина переключателя будет стремиться сжаться и сдвинуть лапку к маленькой звезде кассеты и дальше, а ограничивать её будет только винт H.
- Закрутите до упора винт натяжения тросика на манетке (и на переключателе тоже, если таковой имеется).
- С помощью винта H (если не подписан, найдите его опытным путём) отрегулируйте положение ролика так, чтобы он находился точно напротив самой маленькой звезды кассеты. И после этого сместите ролик чуть-чуть дальше от колеса (выкрутите винт H на четверть оборота). Это нужно, чтобы ограничитель не мешал переключению на последнюю передачу, если потом он всё же будет мешать, можно его ещё немного выкрутить.
- Натяните (сильно тянуть не нужно) тросик рукой и зажмите с помощью фиксатора.
- Одной рукой крутите педаль так, чтобы заднее колесо вращалось, второй – переключитесь на манетке на 1 передачу ниже. Если цепь не перескочила на следующую звезду, то понемногу выкручивайте винт натяжения тросика на манетке, пока это не произойдёт. После этого, пробуйте попереключать скорости вверх и вниз, и в случае необходимости немного скорректируйте положения винта натяжения троса.
Если направляющий ролик находится слишком близко к кассете и упирается при переключении в большие звёзды, нужно немного выкрутить концевой регулировочный винт.
- Переключитесь на самую низкую передачу сзади (большая звезда кассеты) и крутя винт L, найдите такое положение, когда лапка только начинает сдвигаться. После чего немного ослабьте (выкрутите на четверть оборота) винт L.
- Далее нужно настроить зазор между звездами кассеты до ролика с помощью концевого регулировочного винта. Чем меньше это расстояние, тем быстрее будут переключаться скорости, но в то же время, цепь не должна задевать зубья звёзд. Обычно ближайшая звезда к траектории смещения ролика – самая большая и нужно чтобы от ролика до неё было примерно 5-6 мм. Если же маленькая – то около 10-11 мм. На более старых задних переключателях (с двойной системой натяжения) лучше регулировать зазор когда велосипед стоит на колёсах, т.к. при этом переключатель опустится под своим весом и это повлияет на расстояние.
На этом настройка заднего переключателя велосипеда закончена. Переходим к переднему (если он имеется).
Настройка переднего переключателя
- Установите на велосипеде самую низкую передачу – маленькая звезда системы спереди и большая звезда кассеты сзади. Одновременно вращайте педали и сбрасывайте скорости на манетке переднего переключателя. Если переключение сбито и цепь не заходит на маленькую звезду системы, то отсоедините тросик (шаг 2). Если мешает ограничитель (винт L), то немного выкрутите его.
- Ослабьте болт фиксатора переднего переключателя и высвободите трос.
- Закрутите до упора винт натяжения троса на «передней» манетке.
Дальше удобнее перевернуть велосипед и поставить его на колёса, чтобы было проще работать с винтом L для ограничения крайнего положения рамки.
- С помощью винта L нужно добиться чтобы рамка переднего переключателя скоростей со стороны велосипеда находилась максимально близко к цепи, но не тёрлась о неё при вращении педалей.
Снова нужно будет перевернуть велосипед и поставить на руль и седло.
- Натяните тросик рукой и зажмите с помощью фиксатора.
- Одной рукой крутите педали так, чтобы заднее колесо вращалось, второй переключите 1 передачу на манетке. Если цепь не заскочила на следующую звезду, то постепенно выкручивайте винт натяжения троса на манетке, пока это не произойдёт. Попробуйте попереключаться вверх-вниз и, в случае необходимости, немного скорректируйте положение винта натяжения.
- Установите на велосипеде самую высокую передачу – большая звезда системы спереди и маленькая звезда кассеты. Если рамке не даёт сдвинуться на большую звезду систему ограничитель (винт H), то немного выкрутите его.
После чего снова поставьте велосипед на колёса.
- C помощью винта H нужно выставить рамку переключателя так, чтобы с внешней стороны между ней и цепью было минимальное расстояние. Но при движении цепи, они не должны скрести друг о друга. И ограничение не должно мешать переключению на большую звезду системы.
На этом настройка переключения скоростей велосипеда закончена, можно кататься в своё удовольствие.
Если у вас возникли какие-то вопросы, то напишите их в комментариях.
Вообще то все нормальные люди сначала настраивают передний переключатель и только потом задний. А не наоборот как тут…… 🤦
Это неправильно, нужно начинать с заднего. Чтобы точно настроить ограничение низшей передачи(L) спереди, должна быть включена самая низшая передача сзади (большая звезда кассеты), т.к. при этом цепь находится в крайнем положении (максимально близко к велосипеду). И соответственно наоборот – при регулировке ограничения высшей передачи(H) спереди, нужно переключиться на самую маленькую звезду кассеты сзади. С неработающим задним переключателем сделать это будет затруднительно. Т.е. проще говоря, задний переключатель можно настроить с неработающим передним, а в случае с передним – нужно чтобы работал задний, иначе будут некорректно отрегулированы ограничения крайних положений.
Но вообще конечно «нормальные люди» могут делать как считают нужным.
В каком-то видео даже говорят, что без настроенного зада, не настроить перед
Все нормально получилось. Инструкция отличная.
Спасибо, приятно слышать)
Я инвалид, я настроил задний переключатель, теперь нужно мне настроить передний переключатель. Как можно сделать если у меня когда я включаю самый третий цикл у меня переключатель переключил, но цепь остаётся по середине?
Немного не понял , с переди у меня 3 звезды,при настройке заднего переключателя на какой из звезд должна быть цепь спереди ?
Не имеет значения, спереди на любой звезде может быть, на настройку заднего переключателя это не повлияет.
Спасибо )
Неправильно. Цепь должна быть на средней звезде в случае с triple-системой, потому как только она позволяет работать без критического перекоса цепи со всеми звездами кассеты, на большой звезде тройной системы некорректно переключать на две большие звезды кассеты , а при расположении цепи на малой звезде системы некорректно включать две крайних малых звезды на кассете из-за сильного перекоса цепи.
Про правильное переключение передач (и про перекос в том числе) я писал в этой статье
https://velobotan.ru/pravilnoe-pereklyuchenie-skorostej-na-velosipede/
Здесь же речь идёт о настройке заднего переключателя, а его можно настраивать на любой звезде спереди. Если при переключении на крайние звёзды кассеты (для регулировки ограничителей) цепь при этом заденет рамку переднего переключателя, ничего страшного с ней за пару оборотов без нагрузки не случится.
Зачем настраивать на тех звездах, на которых перекос цепи будет критичен для крайних звезд кассеты? Ведь не нужно забывать, что цепь, заходящая на звезду кассеты под большим углом, будет не вполне корректно на неё заходить. Да, влияние небольшое, но оно есть. Если есть выбор, естественно поставить цепь на среднюю звезду и регулировать задний переключатель в более благоприяных условиях, чем упрямо пытаться это делать на любой звезде.
Но это частности, а вообще весьма грамотное и информативное изложение материала по всем разделам, связанным с велоспортом и велосипедом. Спасибо.
Спасибо за добрые слова, приятно слышать.
При настройке на большой звезде системы сильный перекос будет на большой звезде кассеты, т.е. при регулировке ограничения крайнего положения нижней передачи винтом L. Само переключение индексное, т.е. если мы настроили переключение между двумя звёздами (на маленьких звёздах, с минимальным перекосом), то оно будет работать уже по всей кассете (кроме случаев, когда при производстве кассеты был допущен брак и у неё гуляет расстояние между звёздами или если параллелограмм/ролики переключателя имеют сильный износ и люфтят). При переключении на низшую звезду кассеты цепь может задевать рамку переднего переключателя, но это без нагрузки и недолго, с цепью и рамкой ничего страшного при этом не успеет произойти (при езде по неровностям или съезде с тротуара задевание тоже происходит). Дальше настраиваем ограничение уже не вращая педали – крутим винт L и отслеживаем момент, когда лапка только начинает сдвигаться и немного выкручиваем винт обратно. То, что цепь при этом может немного касаться рамки спереди на отслеживание момента сдвига лапки не повлияет. Т.е. самое негативное, что при этом произойдёт – цепь возможно немного потрётся о рамку при переключении на и с большой звезды кассеты, но настроено всё будет так же, как и на средней звезде системы.
Если настраивать на маленькой звезде системы, то максимальный перекос будет в начале – на маленькой звезде кассеты. Но он тоже не повлияет на положение лапки и направляющего ролика, т.к. конструкция многоскоростной цепи предусматривает чтобы цепь сгибалась в боковых направлениях и такого перекоса недостаточно, чтобы ограничивать лапку.
В общем, на саму настройку это не повлияет, но если смущает момент с задеванием цепью рамки, то можно переключиться на среднюю звезду.
Что такое манетка ? Трос вкрутить на чём?
Вроде разобрался, но цепь с большой звёздочки скидывает, почему то
Не вполне понятно, что именно происходит. При вращении педалей, цепь с большой звезды (как я понял, спереди) соскакивает на меньшую? Скорее всего ограничитель низшей передачи (L) был выставлен не совсем правильно (п.4 настройки переднего переключателя).
Т.е. суть настройки такая – с помощью винта L мы устанавливаем правильное положение рамки для низшей передачи спереди (точно напротив маленькой звезды), а дальше просто фиксируем тросик и при переключении он натягивается или ослабляется на фиксированную длину, рамка сдвигается и переключает передачи. Если край рамки при настройке ограничения находится слишком близко к цепи, то она будет задевать цепь при вращении педалей, если слишком далеко, то при переключении рамка будет занимать не правильное положение напротив звезды, а с некоторым сдвигом в сторону меньшей звезды, из-за чего цепь может сбрасывать. У вас видимо это и происходит, если я правильно понял. Поэтому лучше настроить ограничитель L по-новой, либо попробуйте вращать педали и по чуть-чуть выкручивать винт натяжения троса (тросик при этом натягивается и рамка сдвигается от велосипеда) на манетке переднего переключателя, добившись чтобы цепь не слетала и передачи переключались.
Вы не поняли. Так начнём я переключаю скорости всё нормально, но как я мне нужно переключиться ещё раз на третий самую большую звезду у меня сработает но переключает до конца, как ему что-то не хватает?
Т.е. у вас цепь стоит на самой маленькой звезде (1 передача), на среднюю звезду (2) переключается нормально, но когда хотите переключиться на самую большую звезду (3), то передача на манетке переключается, но цепь при этом не заскакивает на большую звезду?
Попробуйте когда включена 2-я передача переключиться на 3-ю и вращая педали начать по чуть-чуть выкручивать винт натяжения троса на манетке переднего переключателя, пока цепь не заскочит на большую звезду. Но если выкрутите слишком сильно, то возможно после этого цепь не будет соскакивать с большей звезды на меньшую, тогда нужно будет винт закрутить обратно и найти положение винта, когда хорошо переключается и вверх, и вниз. Иногда (на бюджетных групсетах или если трансмиссия изношена) этого добиться не получается, тогда нужно сделать чтобы цепь переключалась с большей на меньшую передачу, а с меньшей на большую переключать за счёт того, что сильнее (дальше) нажимать большим пальцем рычажок на манетке и держать его пока цепь не заскочит на звезду. При переключении со второй передачи на третью так сделать может мешать ограничитель высшей передачи, тогда нужно немного выкрутить винт H.
Очень понятная инструкция. Спасибо!
Спасибо за добрые слова, рад, что всё получилось
Добрый день. У меня не перекидывается цепь на 3 передачу, большая звезда. Как бы?
Добрый день
А между маленькой и средней звездой всё хорошо переключается и вверх, и вниз? Тогда попробуйте при переключении на большую звезду нажать рычаг манетки до щелчка и после этого продолжать давить на него некоторое время (1-2 секунды), вращая педали, пока цепь не переключится. Возможно при этом будет мешать ограничитель высшей передачи, тогда можно немного выкрутить винт Н, чтобы дать возможность рамке сдвигаться чуть дальше.
Вообще переключение спереди не всегда получается настроить идеально, потому что обычно передний переключатель ставится не самого высокого уровня и зубья звёзд могут иметь некоторый износ. Тогда приходится настраивать, чтобы хорошо переключалось с большей звезды на меньшую, а с меньшей на большую можно «натянуть», давя большим пальцем подольше, как я писал выше.