Одна из самых частых причин плохой работы велосипедного переключателя – затруднённое скольжение тросика в рубашке. Происходить это может как из-за повреждения тросика или рубашки (часто незаметного снаружи), так и из-за попадания внутрь грязи. Разберём в статье – как заменить тросик переключения скоростей на велосипеде.
Содержание статьи:
- Когда можно обойтись без замены тросика
- Краткий порядок действий (снятие и установка)
- Замена тросика переключения скоростей – подробная инструкция
- Как укоротить рубашку тросика
Когда можно обойтись без замены тросика
Беспрепятственное скольжение тросика в рубашке – залог хорошей работы переключателя скоростей. Но со временем в рубашку начинает попадать грязь или сам тросик может по каким-то причинам повредиться. Тогда переключатель скоростей велосипеда начинает работать медленно или неправильно.
Если причина в загрязнении, то проблема решается достаточно просто: нужно переключиться на самую большую звёздочку и после этого сбросить несколько передач не вращая педали – таким образом натяжение тросика ослабнет, после чего можно будет освободить рубашку и очистить её двигая вперёд-назад по тросику. Обычно самый проблемный в этом плане отрезок рубашки – самый нижний (ближний к переключателю).
Для удаления грязи и лучшего скольжения можно протереть тросик смазкой, но после этого нужно будет её вытереть. Если этого не сделать, то через какое-то время на смазку начнёт налипать пыль и движение тросика ухудшится.
Если после очистки скольжение всё равно затруднено, то желательно заменить тросик и рубашки.
Краткий порядок действий
Снятие
- Поставить на заднем переключателе скоростей самую высокую передачу (напротив самой маленькой звезды кассеты)
- Ослабить на переключателе болт фиксатора тросика и высвободить его
- Снять с тросика концевик
- Выкрутить на манетке заглушку канала для тросика
- Вытянуть тросик через отверстие в манетке
Установка
- При необходимости заменить рубашки тросика на новые
- Закрутить до упора регулировочный винт натяжения тросика на манетке (и на переключателе, если он имеется)
- Продеть новый тросик через канал манетки и рубашки
- Натянуть тросик и зажать его в фиксаторе переключателя затянув болт
- Уплотнить тросик и рубашку, потянув за оголённые части тросика
- Настроить переключатель скоростей (отдельная статья)
- Обрезать тросик
- Надеть на тросик концевик и обжать его
Замена тросика переключения скоростей – подробная инструкция
Прежде всего, определимся, что нам понадобится:
- Шестигранный ключ на 5 мм (обычно)
- Отвёртка
- Плоскогубцы
- Новый тросик переключателя (отличается от тормозного тросика толщиной и набалдашником, не перепутайте)
- При замене рубашек – новые рубашки, колпачки (наконечники) на них и резиновые колечки, чтобы трос не царапал раму
В некоторых случаях этот набор может отличаться. Например, тросик может фиксироваться к переключателю с помощью гайки, а не болта, тогда нужен будет не шестигранник, а ключ для этой гайки (либо можно будет откручивать/закручивать её плоскогубцами). Или рубашка может идти одним сплошным куском, тогда резиновые колечки не нужны.
- Для начала нам нужно поставить на заднем переключателе последнюю передачу (при замене на переднем переключателе – на первую). Т.е. лапка переключателя должна находиться напротив самой маленькой звезды кассеты. Дело в том, что когда мы будем вынимать тросик из канала внутри манетки, то сделать это можно будет только в одном положении. На одном конце тросика есть набалдашник, а внутри манетки – специальная выемка для него. Но манетка устроена таким образом, что эта выемка располагается напротив монтажного отверстия только когда механизм переключения находится в крайнем положении. Т.е. трос можно заменить только на последней передаче. Чтобы его вытащить, нужно либо включить последнюю передачу заранее, либо если тросик уже отсоединён, просто натянуть его пальцами и прощёлкать триггером манетки до нужного положения (без натяжения тросик застрянет внутри и не даст механизму переключиться).
На фото слева – положение, когда выемка для набалдашника тросика и монтажное отверстие совпадают
- Ослабляем болт фиксатора на переключателе скоростей и отсоединяем тросик:
- При помощи плоскогубцев снимаем с тросика концевик:
- Обычно в манетке имеется специальное технологическое отверстие для замены тросика. Нам нужно выкрутить пластиковую заглушку, которая его закрывает:
На более бюджетных манетках, такой заглушки нет и нужно снять верхнюю крышку, открутив держащие её винты
- Далее вытягиваем тросик через отверстие в манетке.
- При плохом состоянии рубашек тросика, желательно заменить их на новые. Как это сделать мы разберём далее.
- На манетке (и иногда также на заднем переключателе) имеется специальный винт, который позволяет регулировать натяжение тросика. Он нужен для удобства настройки переключения скоростей велосипеда. Его следует полностью закрутить.
- После этого вставляем новый тросик через технологическое отверстие манетки, надеваем первый кусок рубашки, резиновые колечки для защиты краски и вставляем рубашку в посадочные места на манетке и раме. Далее нужно вставить оставшиеся куски рубашки и просунуть тросик через них.
- Затем нужно натянуть тросик рукой и зажать его с помощью фиксатора на переключателе.
- И уплотнить тросик и рубашку, потянув за оголённые части тросика. Если этого не сделать, то через какое-то время после настройки переключателя скоростей велосипеда, рубашка просядет и нужно будет снова регулировать переключение.
- Настроить переключатель
- Обрезать тросик. Чтобы конец троса получился ровным и не разлохматился, делать это лучше всего хорошими острыми кусачками. Но перекусить тросик можно и обычными плоскогубцами, предварительно плотно обмотав его в месте реза изолентой. Если трос не перекусился после сжатия, то нужно не ослабляя усилие, вращать конец тросика, пока он не сломается.
- Надеть на тросик концевик и обжать его.
Как укоротить рубашку тросика
Рубашка может продаваться как одним сплошным куском (в магазине отрезают сколько нужно), так и уже нарезанными частями – где-то только по 1 метру, где-то готовыми отрезками по 20, 25, 30 см и т.д., чтобы покупатель сразу мог выбрать подходящие длины.
Рубашка для тросика переключения скоростей выглядит внутри следующим образом:
Сложность в том, что обрезается рубашка не совсем ровно. Даже если это сделано специальными кусачками в магазине, обрезанные концы после этого рекомендуется обработать на точиле, сточить заусенцы и выправить смятый внутренний пластиковый канал, но делается это редко. А если и делается, то получается всё равно не идеально. На фото ниже конец рубашки Shimano SIS OT-SP41 обрезанный и обработанный соответствующим образом на производстве.
Видно, что после обработки точилом металлическая оплётка сильно нагрелась, из-за чего пластик оплавился и сжался. Снаружи это не имеет большого значения, т.к. сверху будет надет защитный колпачок (наконечник), но во внутреннем канале остались оплавленные частицы пластика, которые не так просто убрать, а канал стал немного короче металлической оплётки.
Если велосипед эксплуатируется в сложных условиях, а рубашка долго не меняется, то в этот зазор начинает попадать грязь и влага, оплётка ржавеет, всё это попадает на тросик и создаёт излишнее трение. Но в целом это всё не так страшно и если убрать заусенцы во внутреннем канале и поставить хорошие герметичные наконечники, то рубашка получится достаточно качественная.
А вот самостоятельно обрезать рубашку может быть проблематично. Давайте для эксперимента попробуем обрезать рубашку подручными средствами – болгаркой, ножовкой по металлу и перекусить плоскогубцами.
На первом фото – пил болгаркой: оплётка обрезалась хорошо, но пластик сильно оплавился, а наружный слой рубашки лопнул. На втором – пил ножовкой: т.к. прутки оплётки очень подвижны, ровно обрезать не получилось. На третьем – рубашку перекусили плоскогубцами: всё смялось, жилы оплётки загнулись и результат тоже получился неудовлетворительный.
Но всё же есть способ, как обрезать рубашку троса переключения скоростей в домашних условиях и результат получается более качественный, чем в магазине или даже у Shimano. Для этого понадобится разрезать внешний пластиковый слой по кругу и оголить металлическую оплётку. Прутки оплётки нужно немного надпилить напильником, после чего они легко обламываются и остаётся торчать внутренний пластиковый канал:
Далее обрезаем канал вровень с металлической оплёткой и надеваем наконечник:
Итак, нам остаётся померить необходимую длину отрезков рубашки и попросить чтобы их нарезали в магазине, либо (лучше) нарезать их самостоятельно и надеть наконечники.
Обратите внимание, что тросики и рубашки для переключения передач и тормозные отличаются. Рубашки для переключения тоньше (4 мм, тормозные 5 мм) и соответственно у них разные размеры наконечников. Для компонентов горных велосипедов набалдашник тросика переключения имеет стандартную форму, как на предыдущих фотографиях, но у шоссейных велосипедов есть 2 разных стандарта формы набалдашника.
Тросики бывают стальные и нержавеющие, обычные, с полированной поверхностью и даже с тефлоновым покрытием. Но если вы не собираетесь участвовать в гонках, обычный нержавеющий трос – оптимальный вариант.
Возможно, вам также будет интересно:
Если у вас возникли какие-то вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, то напишите в комментариях.