Классификация переключателей Shimano: характеристики задних переключателей для горных велосипедов, технологии, таблица применимости групсетов в MTB-дисциплинах

Классификация переключателей Shimano
4.8
(307)

Прежде чем переходить непосредственно к классификации переключателей Shimano, нужно понимать чем они вообще отличаются друг от друга. Поэтому вначале статьи мы расскажем о характеристиках переключателей, используемых технологиях, роликах, ресурсе, рассмотрим какие к ним предъявляются требования в зависимости от велодисциплины и после этого перейдём к классификации (либо можно перейти к ней сразу).

 

Содержание статьи:

 

Характеристики переключателей

Общая ёмкость переключателя (Total capacity)

 

При переключении передач для разных сочетаний звёзд будет требоваться разная длина цепи. Например, когда цепь находится на маленьких звёздах системы и кассеты, требуется меньшая длина цепи, чем на больших звёздах. Механизм натяжения заднего переключателя предназначен не допустить провисания цепи:

Общая ёмкость переключателя

Но длина участка цепи, которую может компенсировать механизм, ограничена длиной так называемой лапки (рамки) натяжителя. Чем длиннее лапка, тем больше у неё ход и соответственно тем большее провисание она может обработать. Сколько звеньев цепи (или какую разницу зубьев звёзд) может компенсировать натяжитель переключателя указывается в характеристиках как общая ёмкость (total capacity).

total capacity

Чтобы узнать какая ёмкость переключателя требуется, нужно рассчитать разницу в количестве зубьев самых больших звёзд системы + кассеты и самых маленьких.

Например, у нас система 42-32-22Т и кассета 11-34Т:

(42 — 22) + (34 — 11) = 43Т

или

(42 + 34) — (22 + 11) = 43Т

Значит нам подойдёт только переключатель с общей ёмкостью 43Т или больше.

Длина лапки указывается в названии модели переключателя (например, RD-M6000-SGS). Аббревиатура «SGS» значит что у переключателя длинная лапка, «GS» – средняя и «SS» – короткая.

Здесь нужно отметить ещё один не совсем очевидный момент. Лапка – это по сути рычаг, который натягивает цепь. И при прочих равных, натяжение цепи короткой лапкой будет сильнее, чем длинной за счёт более короткого плеча рычага. Т.е. если вам нужна маленькая ёмкость переключения и можно выбирать длину лапки, то лучше взять более короткую.

Размеры звёзд кассеты

 

Помимо ёмкости, в характеристиках переключателя указывается минимальный и максимальный размер верхней и нижней звёзд в кассете.

Например, переключатель Alivio RD-M4000:

Диапазон минимальной и максимальной звёзд в кассете

Т.е. переключатель рассчитан только на кассету с самой маленькой (верхней — Top) звёздочкой от 11 до 12 зубьев и самой большой (нижней — Low) от 32 до 36 зубьев. И если мы поставим, скажем, кассету 11-25Т, то чётко работать с ней на нижних передачах переключатель не будет из-за слишком большого расстояния от звёзд до направляющего ролика. А если нижняя звезда будет больше 36 зубьев, то рамка переключателя может её задевать и не переключаться.

Подводка троса

 

В основном используется 2 способа подводки тросика к задним переключателям: с петлёй и напрямую. При подводке с петлёй из-за перегиба и при попадании в рубашку грязи увеличивается сила трения и тросик плохо скользит внутри, соответственно передачи переключаются хуже. Самый оптимальный вариант – с прямой подводкой троса (на фото справа), он используется на переключателях Shadow.

Подводка тросика с петлёй и прямая

Технология Shadow RD

 

Shadow переводится с английского как тень или призрак (RD – это Rear Derailleur, т.е. задний переключатель).

По сравнению с обычными переключателями, Shadow сделали менее заметными, а точнее сдвинули ближе к колесу. Благодаря этому их сложнее зацепить или повредить при езде или падении велосипеда. Также в них применяется прямая подводка троса. Но самое главное – одинарная система натяжения.

В обычном переключателе Shimano используется двойная система натяжения – цепи и самого переключателя. Из-за этого при езде по плохой дороге переключатель трясётся и может даже биться о нижнее перо. Shadow же неподвижно зафиксирован относительно рамы (точнее заднего треугольника) и подвижной остаётся только лапка натяжителя цепи:

Обычный переключатель Shimano и Shadow

Это даёт более чёткое и надёжное переключение передач при скоростной езде по пересечённой местности и меньшую вероятность слёта цепи. Это не означает, что одни переключатели плохие, а другие хорошие, просто Shadow предназначены для более экстремальных условий.

Shimano Shadow RD+

Переход на одинарную систему натяжения существенно уменьшил колебания цепи при езде по неровностям, но всё же в трансмиссии оставалось ещё одно слабое звено – натяжитель цепи. Если приподнять велосипед и затем отпустить, то ударившись о землю он отскочит, а цепь начнёт по инерции колебаться вверх-вниз, растягиваясь и увлекая за собой лапку натяжителя. То же самое происходит при скоростной езде по пересечённой местности и чревато слётом цепи с передней звезды или заклиниванием.

Для решения этой задачи Shimano добавили в конструкцию переключателя Shadow одностороннюю фрикционную муфту, которая не мешает пружине натягивать цепь, но сдерживает лапку натяжителя с помощью силы трения, если идёт воздействие в противоположную сторону. Эти переключатели получили название Shadow+ (Plus).

С помощью специального рычажка снаружи можно включать или отключать муфту. На видео показаны колебания цепи с включённой и выключенной муфтой.

При необходимости можно отрегулировать величину силы трения в муфте. Для этого нужно будет снять верхнюю крышку (групсеты ниже Deore XT) или воспользоваться специальным портом под шестигранный ключ (XT и выше).

Но даже Shadow+ не решает проблему слёта цепи на 100%, поэтому в экстремальных дисциплинах дополнительно используются успокоители цепи.

Ресурс работы переключателя

 

Надёжность и скорость переключения передач зависят в наибольшей степени от двух факторов – точности работы так называемого параллелограмма и люфта направляющего цепь ролика (и ещё от правильной настройки переключателя).

Части заднего переключателя

Параллелограмм, отвечающий за переключение скоростей, крепится с помощью 4-х заклёпок по углам (с одной стороны к кронштейну, с другой – к корпусу натяжителя цепи). В более бюджетных переключателях (Altus, Acera, Alivio) корпус натяжителя цепи изготовлен из достаточно мягкого пластика (в спецификации Shimano – Resin – синтетическая смола), который со временем изнашивается в местах крепления заклёпок, в результате чего появляется люфт и переключение становится хуже. А у большинства моделей Tourney ещё и кронштейн делается из этого пластика.

В тех же, но более современных переключателях «тысячных» серий, Resin заменили на PA-GF (стеклонаполненный полиамид), который используется в 3D печати и имеет немного лучшие характеристики. В более высоких групсетах применяется алюминий или CFRP (пластик, армированный углеродным волокном, т.е. карбон).

Помимо этого, для уменьшения люфта в осях параллелограмма устанавливают металлические втулки, внутри которых располагаются штифты (заклёпки). Чем выше уровень переключателя, тем больше в нём таких втулок и соответственно больше его ресурс. В характеристиках эти втулки обозначаются как «Fluoric coated link bushings» и указывается их количество.

Для наглядности, на видео ниже два переключателя: Alivio RD-M410 (2 втулки) с пробегом около 20000 км и Acera RD-M340 (1 втулка) – около 15000 км. Правда здесь также нужно учитывать, что у Асеры параллелограмм крепится справа внутри пластикового корпуса натяжителя, а у Аливио конструкция немного изменена и с одной стороны алюминиевая часть параллелограмма расположена снаружи пластика. Тем не менее, люфт у Асеры значительно сильнее, чем у Аливио.

Направляющий ролик  – Guide Pulley (G-Pulley)

 

В переключателях Shimano используются ролики 4-х типов:

Ролики заднего переключателя

На фото: 1 – полностью пластиковый ролик с большим износом зубьев (вращается вокруг металлической втулки и быстро начинает люфтить); 2 – ролик с интегрированной металлической втулкой; 3 – ролик с керамическими втулками (и уплотнительными резинками, т.к. керамика более чувствительна к песку, чем металл); 4 – ролик на пром. подшипнике.

На переключателях Tourney ставятся самые простые полностью пластиковые ролики, которые очень быстро изнашиваются. В групсетах от Altus до SLX (включительно) используется направляющий ролик 2-го типа (с интегрированной металлической втулкой) и ролик натяжителя (как менее подверженный перекосам) – 1-го типа. Начиная с Deore XT – оба ролика на промышленных подшипниках и на некоторых моделях (RD-M770, RD-M772) направляющий ролик может быть на керамических втулках.

Бывает что втулка делается несколько шире самого ролика (на фото выше видно, что у 2-го ролика внутренняя втулка выступает примерно на миллиметр) и он может свободно смещаться в стороны, из-за чего переключение будет медленнее. Например, на 9-скоростных переключателях Deore или SLX это делается, чтобы ухудшить переключение по сравнению с 10-скоростными переключателями.

Но иногда осевой люфт ролика выполняет в некоторой степени и «полезную» функцию. На переключателях начального уровня небольшой (некритический) люфт направляющего ролика компенсирует не очень точную настройку, погрешности работы или люфт остальных механизмов и ролик может правильно спозиционироваться напротив звезды кассеты, даже если рамка стоит не совсем точно. Более того, если поставить на «плохой» переключатель «хороший» ролик, то это вполне может ухудшить переключение.

Помимо этого, с помощью формы зубцов можно влиять на шум при прохождении цепи по роликам. Если вы посмотрите на картинку ниже, то увидите несколько вариантов исполнения формы зубцов ролика натяжителя цепи (Tension Pulley или T-Pulley), которые использует Shimano.

Зубцы роликов натяжителя цепи

Первый вариант самый шумный и ставится на переключатели начального уровня. Второй имеет скос и за счёт этого немного потише. Третий с двусторонним скосом ещё более тихий, но для правильной работы должен быть установлен таким образом, чтобы цепь заходила на заострённую часть зубцов, поэтому на боковой поверхности ролика имеется стрелочка, указывающая в каком направлении он должен вращаться. Четвёртый вариант также тихий и направление вращения ролика не имеет значения.

Через какое-то время форма зубцов сглаживается, поэтому уровень шума актуален только для новых роликов. Хотя сама ситуация очень показательна в плане того, на какие ухищрения приходится идти производителю, чтобы сделать разницу между переключателями более ощутимой.

HyperGlide и LinkGlide

HyperGlide (HyperGlide+) – это технология для более быстрого переключения передач, а точнее различные проточки и скосы зубьев на звёздах кассеты, которые помогают скидывать и закидывать цепь. HyperGlide используется Shimano с 90-х годов, но не так давно (с 2021 года) они также стали продвигать альтернативную технологию – LinkGlide. LinkGlide в первую очередь рассчитана на трансмиссии с повышенной нагрузкой, имеет более плавное переключение и за счёт большей толщины зубьев звёзд у кассеты выше износостойкость (по заявлениям Shimano в 3 раза по сравнению с HyperGlide). Т.е. у HyperGlide – меньший вес и быстрее переключение, у LinkGlide – бОльшая долговечность (кассеты при своевременной замене цепи) и плавнее переключение.

Компоненты HyperGlide и LinkGlide не взаимозаменяемы (кроме цепей на 11 скоростей, которые используется на всех трансмиссиях LinkGlide), хотя это не совсем так. Применительно к переключателям это обусловлено разницей в так называемой рычажности – отношении длины, на которую манетка сдвигает тросик, к смещению лапки натяжителя цепи относительно звёзд кассеты. Грубо говоря, если у манетки и переключателя разная рычажность, шаг манетки не соответствует шагу переключателя. У переключателей HyperGlide рычажность меняется в зависимости от количества скоростей (6-9 и 10-12 скоростей), у всех LinkGlide рычажность одинаковая и совпадает только с 10-12-скоростными переключателями HyperGlide.

К LinkGlide относятся только переключатели RD-M5130, RD-M8130 и новый групсет CUES. Подробно мы рассматриваем CUES (в том числе и совместимость с MTB-групсетами) здесь.

 

Требования к переключателям в разных дисциплинах

Кросс-Кантри/Марафон (Cross Country/Marathon)

 

Строго говоря, кросс-кантри (общепринятое обозначение XC) – это гонки по пересечённой местности, т.е. спортивная дисциплина. Но в более широком смысле на любительском уровне можно рассматривать его и как просто катание за городом по местности с более-менее сложным рельефом. Существует несколько разновидностей XC – XCO, XCM, XCP, XCT и т.д. Например, XCO – это Олимпийский Кросс-Кантри, т.е. гонка, входящая в состав программы Олимпийских Игр. XCM – это кросс-кантрийный марафон на дистанцию от 60 до 120 км. Обычно трассы для марафона менее сложные, т.к. здесь упор делается на длинную дистанцию и поэтому требования к велооборудованию могут быть ниже.

Если сформулировать общие требования к переключателям для кросс-кантри, то это будет большое количество передач, т.к. дисциплина подразумевает наличие разных препятствий, подъёмов и спусков, а также надёжность и скорость переключения, раз уж речь идёт о гонках. Shimano заявляет, что все их переключатели в МТБ-линейке, кроме Saint и Zee, подходят для кросс-кантри или марафона. Но для переключателей начальных уровней утверждать это можно лишь с некоторой натяжкой.

Трейл (Trail)

 

Trail переводится с английского как тропа. Это уже не гонки, а езда в своё удовольствие по заранее адаптированным для этого тропинкам с преодолением каких-то естественных или искусственных препятствий – камней, корней деревьев, бревен, трамплинов из досок или грунта, дропов и т.п. Стиль подразумевает прыжки, да и вообще более экстремальное катание, нежели Кросс-Кантри, поэтому для трейла используются только переключатели с системой Shadow RD+ (от Deore и выше).

Эндуро/Олл-Маунтин (Enduro/All Mountain)

 

Эндуро – это гоночная соревновательная дисциплина с несколькими спусковыми спецучастками и обычно самостоятельными подъёмами до следующего спецучастка с ограничением по времени. Трассы достаточно жёсткие и хотя технически обычно немного проще, чем даунхильные, но их протяжённость может сильно варьироваться и у гонщика нет возможности хорошо изучить маршрут. All Mountain – это направление в катании и можно считать, что это тот же эндуро, но без привязки ко времени. В настоящее время этот термин почти не используется.

Велосипеды для эндуро очень похожи на трейловые, но с ещё большим уклоном на экстремальное катание (чуть большие ходы подвески, агрессивнее угол наклона рулевой колонки). И требования к переключателям у этих стилей тоже примерно одинаковые – главное наличие Shadow+. Ну и возможность поставить кассету с большими нижними звёздами, чтобы было проще забираться в крутые подъёмы между спусками.

Фрирайд (Free Ride)

Фрирайд – это сверхэкстремальный стиль катания с преодолением узких горных тропинок и гребней, прыжками с отвесных склонов и огромных трамплинов с переворотами и всевозможными трюками в воздухе. Существуют соревнования по фрирайду, самое известное из которых Red Bull Rampage, где спортсменам нужно спуститься с крутой скалы в пустыне американского штата Юта и победа присуждается по очкам за сложность и эффектность трюков.

Наряду с даунхиллом, фрирайд имеет очень жёсткие требования к оборудованию, которым удовлетворяют только групсеты Saint и Zee: переключатель должен быть с Shadow+ и иметь короткую лапку для более сильного натяжения цепи и скрытости всех деталей, что уменьшает вероятность зацепа или повреждения при падении велосипеда. Единственное различие, что для фрирайда используются кассеты чуть большего диапазона, т.к. здесь не всегда нужно ехать только вниз. Поэтому в Saint есть преобразователь режимов, а в Zee выпускается 2 версии переключателей: для фрирайда и для даунхилла.

Даунхилл (Downhill)

 

Даунхилл – соревнования по скоростному спуску. Это гонка на время по досконально изученной трассе на пределе человеческих и технических возможностей. Это сумасшедшая тряска по камням и корням деревьев, прыжки, падения, пыль, грязь и скорость до 90 км/ч! Это настолько крутые уклоны, что для победы тормоза здесь важнее трансмиссии. Показательно, что на этапе кубка мира 2015 в Леоганге у Аарона Гвина на старте порвалась цепь, но, несмотря на это, он показал лучшее время.

В Даунхилле не нужно много скоростей, так как в основном ехать нужно только вниз и лишь иногда дополнительно разгоняться, поэтому 7-10 скоростей и кассеты 11-25Т (иногда до 32Т) вполне достаточно. Спереди только одна звезда, обычно Narrow Wide (с большей высотой и переменной толщиной зубьев) и успокоитель цепи. У Shimano, как мы уже говорили, для Даунхилла подходят только Saint и более бюджетный – Zee.

Классификация переключателей Shimano

 

Ну вот, наконец-то, мы и подошли непосредственно к классификации задних переключателей. Мы не будем рассматривать все модели переключателей, а возьмём по несколько примеров в каждом групсете из новых линеек («тысячных» серий) и из предыдущих моделей, некоторые из которых до сих пор можно найти в продаже.

Компоненты Shimano имеют маркировку, по которой можно определить что это такое и уровень оборудования. Например, RD-M6000-SGS расшифровывается так: RDRear Derailleur (задний переключатель), MMountain bike (для горного велосипеда), 6 – уровень групсета (в данном случае Deore), 000 – номер модификации, SGS – с длинной лапкой.

В «тысячных» сериях, начиная с Deore, модели предназначенные для сингл-систем (1 звезда спереди или 1х) заканчиваются на 100 (RD-M5100-SGS, RD-M8100-GS и др.), для дабл-систем (2х) – на 20 (RD-M7120-SGS, RD-M8120-SGS, RD-U8020 и др.).

Здесь нужно сказать, что в одном групсете могут быть модели переключателей разных уровней. Тот же Deore может быть и 6-го, и 5-го, и 4-го уровня (что соответствует Alivio). Поэтому для понимания качественности конкретного переключателя правильнее смотреть на цифру, обозначающую уровень, а не на название групсета.

Итак, давайте приступим!

Семейство TOURNEY (TZ, TX, A070 и просто Tourney)

Переключатели Турней

Вообще, хоть Tourney и числится на сайте Shimano в линейке MTB, для горного велосипеда он подходит весьма условно. Конечно ездить на нём можно и многие прекрасно себе проезжают на Tourney много тысяч километров и вполне довольны, но более-менее нормально работает он только на ровной дороге. Если идёт пересечённая местность, какие-то кочки, пыль и грязь, небольшие прыжки, то с ним начинаются неприятности в виде слёта цепи, плохого переключения (или даже непереключения), заклиниваний и т.п. И чем больше пробег, тем хуже ситуация, потому что из-за слабой конструкции с пластиковыми и металлическими штампованными деталями, а также полностью пластиковых роликов у него довольно маленький ресурс. И если есть возможность, лучше рассмотреть другие варианты.

То, что Tourney не разрабатывался для горных велосипедов, косвенно понятно и из маркировки – в ней нет буквы M. По сути, это просто дешёвые переключатели для всего и их ставят на самые бюджетные велосипеды, чтобы показать надпись «Shimano» и продавец мог гордо заявить, что на байке установлено оборудование Шимано, а не какой-то китайский NoName или «Sunwaro» 🙂

Моделей Tourney довольно много. Они бывают на 6, 7 и 8 скоростей, способ подводки троса – с петлёй, либо через ролик.

ALTUS

Переключатели Альтус

Как мы выяснили – с модели Altus начинается линейка МТБ-переключателей Shimano. Предназначен он как бы для кросс-кантри, но конечно не для гонок, а скорее для небыстрого катания по несильно пересечённой местности. По сравнению с Tourney есть улучшения и по внешнему виду, и по усилению подвижных соединений, но незначительные.

Во-первых, уже используется алюминиевый кронштейн (как и на всех последующих групсетах), во-вторых, направляющий ролик с интегрированной металлической втулкой. Но в осях параллелограмма нет ни одной металлической втулки и ресурс до появления люфтов у Альтуса небольшой. В M2000 стали применять технологию Shadow и соответственно прямую подводку троса, а материал корпуса натяжителя цепи и передней части параллелограмма стали делать из полиамида, но на ресурс это особо не повлияло.

Если велосипед нужен для редких прогулок где-то в парке по асфальтовым и гравийным дорожкам, то для этого Altus в целом подходит, но без каких-то больших ожиданий. Для пересечённой местности на более-менее постоянной основе лучше рассмотреть что-то более высокое, даже несмотря на то, что в M2000 используется Shadow.

ACERA

Переключатели Асера

Acera и Altus имеют совсем незначительные отличия: появилась 1 металлическая втулка в оси параллелограмма и немного изменился дизайн. По номерам моделей можно заметить, что ранние серии обоих групсетов даже относились к одному уровню – номера начинаются с 3. Но и в последней линейке разница в уровне между M3000 и Altus M2000 чисто маркетинговый ход, 1 втулка ни на что не влияет. Большой разницы между ними нет, просто Acera со временем возможно будет люфтить чуть-чуть поменьше.

ALIVIO

Переключатели Аливио

Что касается Аливио, то в плане долговечности он уже проработан лучше, чем Альтус или Асера. В нём присутствуют 2 металлические втулки и в старых моделях конструкция изменена таким образом, чтобы уменьшить люфт параллелограмма. Также есть небольшое отличие в материалах лицевой части параллелограмма – в старых моделях вместо штампованной стали (как у предыдущих групсетов) появился алюминий, в М4000 вместо полиамида используется карбон.

Однако, модель М3100, которая, как понятно из первой цифры, находится на уровень ниже. Это почти полный аналог Асеры М3000, просто с надписью Аливио – в ней точно такие же материалы и 1 металлическая втулка, только немного другой дизайн.

По техническим характеристикам (ёмкость, минимальная/максимальная звезда кассеты и т.д.) различий у Аливио от соответствующих моделей более низких групсетов нет. В таблице цветом выделена последняя «тысячная» линейка.

Alivio замыкает начальный блок групсетов (Altus-Acera-Alivio), которые годятся только для любительского (если можно так сказать) Кросс-Кантри. Отличаются они друг от друга по сути только продолжительностью адекватной работы до появления люфтов, которые начнут ухудшать и замедлять переключение передач.

DEORE

Переключатели Диор

Начиная с Deore, в последних линейках Shimano (5 и 6-тысячных серий) появился Shadow+, а значит стало возможным использование этих переключателей не только в Кросс-Кантри, но также в Трейле или Эндуро. И если более ранние серии Deore ограничивались 9-10 скоростями, то в 2020 году вышли новые серии 4100, 5100 и 6100 для 10-12-скоростных трансмиссий с возможностью использовать кассеты до 51 зуба.

Переключатели Диор имеют достаточно высокую надёжность и большой ресурс, т.к. в них вместо смолы или полиамида используют алюминий или карбон. К тому же в Диорах присутствует уже не менее 3-х металлических втулок в осях параллелограмма, что в совокупности делает их практически «неубиваемыми».

Говоря о групсетах в целом, а не только о переключателях – многие технологии, изначально появившиеся в XTR спустились уже и до Deore. Это и Shadow+, и 12-скоростная трансмиссия на барабане Micro Spline (чтобы использовать кассеты от 10 зубьев, а не от 11), и HYPERGLIDE+ (более плавное переключение передач вверх и вниз), и манетки с мультисбросом (сброс нескольких передач одним нажатием; но пока ещё нет мультизаброса), и т.д.

В общем, Deore – это достаточно качественные и долговечные переключатели за приемлемые деньги. И по большому счёту от топовых групсетов в линейке они отличаются только весом и роликами.

SLX

Переключатели SLX

Наличие групсета SLX можно объяснить только с точки зрения маркетинга для искусственного создания ассортимента. Технически он не отличается от Deore (кроме каких-то совсем незначительных деталей) и по факту это такие же переключатели, просто с другим дизайном и надписью.

DEORE XT

Переключатели Deore XT

По сравнению с SLX или Deore, Deore XT немного легче (примерно на 30 гр.), в них используются ролики на промышленных подшипниках (или иногда на керамических втулках), во всех осях параллелограмма металлические втулки и присутствует порт для регулировки муфты Shadow+.

XT уже используется профессиональными спортсменами на гонках как более бюджетная альтернатива топовому XTR. Для любительского же катания XT более чем достаточно, а возможно будет достаточно и обычного Deore, т.к. все те же технологии присутствуют и в нём, хоть и в более простом исполнении.

После того как Shadow+ и 12-скоростная трансмиссия перекочевали в SLX, а потом и в Deore, отличия между переключателями стали минимальными. Однако, работа трансмиссии зависит не только от переключателя, но и от манетки, и от кассеты с цепью, и от системы. Поэтому замена только переключателя, например, Deore на Deore XT, будет не сильно ощутима, разница же в работе групсетов целиком безусловно более значительна.

В 2016 году, появившаяся изначально только в группе XTR, в Deore XT появилась электронная трансмиссия Di2. Это специальные манетки, переключатели, компьютер, батарея и электрические провода, которые заменяют тросики. Но стоит эта трансмиссия довольно дорого и используется преимущественно на профессиональном уровне. От механических переключателей Di2 отличается только способом переключения, поэтому специально останавливаться на них мы не будем.

XTR

Переключатели XTR

XTR – это всегда безупречное переключение и минимальный вес (иногда даже с некоторым ущербом для прочности), самые передовые материалы и технологии, которые позже переходят в более низкие групсеты. Но по сравнению с Deore XT, каких-то значительных преимуществ у XTR нет. За счёт использования более лёгких материалов, он имеет чуть меньший вес (около 50 гр.), меньшие допуски при изготовлении деталей, пыльник для троса, более интересный дизайн… да в общем-то и всё, на этом плюсы заканчиваются, а главный минус – значительно более высокая цена – остаётся.

Чтобы действительно прочувствовать преимущества этого групсета, нужно ставить на велосипед не только переключатель XTR, но и всю трансмиссию целиком. Но нужно понимать, что эта группа оборудования создавалась для гонок, а не для любительского катания. И в обычных покатушках некоторые функции профессионального оборудования в лучшем случае избыточны, а в худшем – попросту неудобны. И если нет понимания для чего вам нужен XTR, то возможно лучше присмотреться к групсетам попроще.

 

Помимо рассмотренных выше групсетов, есть 2, которые идут немного отдельно и предназначены для сверхэкстремальных Фрирайда и Даунхилла. Их отличает наличие короткой лапки для максимального натяжения цепи (и следовательно маленькая ёмкость); использование только на сингл-системах (с одной передней звездой), что уменьшает риск слёта цепи; большая защищённость переключателя, благодаря его миниатюрности.

ZEE

Переключатель Zee

Групсет Zee появился относительно недавно как бюджетная альтернатива достаточно недешёвому Saint, чтобы сделать оборудование для экстремальных дисциплин более доступным. Здесь используются более простые, но тем не менее достаточно прочные материалы. Что касается непосредственно переключателя, то если мы посмотрим на его номер, то увидим, что он начинается с цифры «6» – это соответствует уровню Deore. В нём есть Shadow+, используются ролики с металлической втулкой и присутствуют 3 стальные втулки в параллелограмме.

Выпускается 2 версии (спецификации) переключателей Zee: для Фрирайда с максимальной звездой в кассете 36Т и для Даунхилла – 28Т.

SAINT

Переключатели Saint

Как видно из первой цифры серии, Saint соответствует уровню Deore XT. У него стальные втулки во всех осях параллелограмма, ролики на закрытых пром. подшипниках и система Shadow+. В отличие от Zee, Saint имеет преобразователь режима работы для Фрирайда и Даунхилла, также обладает большей износоустойчивостью и тише работает, но стоит в 2 раза дороже.

CUES


Cues был анонсирован Shimano в конце февраля 2023 года как универсальный групсет для электровелосипедов (E-MTB, E-Road и др.) и замещения бюджетных и среднего уровня переключателей (и трансмиссий в целом) на горных, городских, туристических и впоследствии шоссейных велосипедах. Он использует технологию LinkGlide и рассчитан на трансмиссии с сингл и дабл-системами и кассетами на 9-11 скоростей.

Если в MTB-линейке по названию групсета можно хотя бы примерно понять его уровень, то в Cues для этого нужно смотреть на его серию.

Переключатели самой низшей 4-тысячной серии соответствуют уровню Альтуса или Асеры. В U3020 в параллелограмме отсутствуют стальные втулки, а сам параллелограмм и корпус натяжителя цепи сделаны из полиамида (PA+GF). Учитывая это, можно предположить, что ресурс у него будет не очень большим. В U4020 добавлена 1 втулка, а U4000 предназначен для использования с сингл-системой и кассетой с большой звездой до 46 зубьев.

В 6-тысячной серии уже 3 втулки и они примерно соответствуют уровню Deore или SLX, правда в Cues нет переключателей на 12 скоростей. В U6000 уже используется Shadow+ и параллелограмм полностью алюминиевый (в U6020 из полиамида, но с 3 втулками это не должно быть критично).

8-тысячная серия – аналог Deore XT (но тоже без 12 скоростей) – Shadow+, 4 металлические втулки, параллелограмм из алюминия и ролики на промышленных подшипниках

Таблица применимости переключателей в горных дисциплинах

 

Таблица применимости переключателей для разных дисциплин

 

На этом мы закончим, надеюсь статья была полезной.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 307

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Комментарии 13

  • Очень познавательная статья. Хотелось бы увидеть подобную статью про переключатели Microshift и Sram, может даже провести их сравнение. Автору огромный респект!

  • Скажите будет ли нормально работать задний переключатель диор с манеткой альтус?

    • Будет только с 9-скоростным Deore (rd-m591 или rd-m592), с 10 и более скоростными корректно настроить переключение не получится. Дело в том, что у разных групсетов отличается так называемая рычажность. Это отношение того, на сколько манетка сдвигает тросик, к сдвигу лапки переключателя. У 6-9-скоростных групсетов рычажность 1,7. Т.е. условно говоря если манетка сдвигает тросик на 3 мм, то лапка сдвинется на 5,1 мм (3х1,7). У групсетов с 10+ скоростями рычажность меньше (1,1-1,2) и если поставить с манеткой на 9 скоростей переключатель на 10 скоростей, то при переключении лапка будет сдвигаться на неправильное расстояние и не сможет каждый раз вставать напротив нужной звезды. Т.е. передачи будут переключаться как попало.
      И, кстати, у шоссейной линейки Шимано или у других производителей (Sram, Campagnolo) тоже свои рычажности и нужно смотреть в каждом конкретном случае подходит или нет.

  • Спасибо за статью! Очередной раз убеждаюсь, что для моих покатушек на Deore rd m-5120 нет смысла брать что то большее!)

    • Да, согласен, отличный переключатель, из последней линейки Deore оптимальный вариант, если не участвовать в профессиональных соревнованиях

  • Здравствуйте , собираюсь приобретать
    Forward Apache 21 скорость на 29 шинах, там стоит стоковый Шимано турне. Стоит ли их менять на что то более надежное чтоли ? Ездить собираюсь в городском режиме , изредка колеся по лесным тропам. Сам по себе любитель

    • Здравствуйте
      Менять переключатель? Сразу я бы не менял. Попробуйте сначала покататься на Турнее, если всё будет устраивать, то когда у него появятся люфты (зависит от частоты использования, может через 1-2 сезона, может больше), то можно заменить на что-то получше. Проще всего (не нужно будет при этом менять что-то ещё, кроме переключателя) заменить на Altus M310 или Acera M360, по сути будет примерно то же самое, но понадёжнее и долговечнее.
      Если захочется чего-то получше, то здесь просто заменить переключатель уже не получится. Нужно будет менять кассету, т.к. на Apache стоит 14-28T, а остальные переключатели работают с кассетами с минимальной звездой 11 (или 11-12) зубьев и в тысячной линейке большая звезда кассеты должна быть не меньше 32 зубьев. И если переходить на 9 скоростей сзади, то нужно будет ещё менять манетку и цепь, т.к. 9-скоростные цепи тоньше, чем 6-8.
      И ещё негативный момент, что там стоит трещотка (FWD KDF-711), а не кассета. С трещотками бывает лопается ось колеса, т.к. у них нагрузка идёт на среднюю часть оси, а не по краям, как у кассет. Если переходить с трещотки на кассету, то нужно будет менять заднее колесо или втулку и переспицовывать колесо.
      https://velobotan.ru/ustrojstvo-velosipeda/#kasseta

  • Доброго дня, Спасибо за статью, немного приходит понимание))) но немного, потому есть пара вопросов. Имеется велосипед с 9-ти скоростной (сзади) трансмиссией, хочу пеставить 1Х10 лежит 10-ти скоростная кассета деор,(11-42) цепь взял для нее , потихоньку присматриваю переключатель средней ценовой категории — потому, как не для спорта) — в удовольствие по лесам катать . смотрю на RD — M 4120 SGC — хоть она и прописана для 2Х системы, надеюсь будет на 1Х работать — передняя звезда 30 или 32 будет стоять цепь для 10- ти скоростной трансмиссии на 116 звеньев. ВОПРОС — поднимет ли этот переключатель цепь на 52- ю звезду? и как он будет на 1Х работать ? спасибо!!

    • Добрый вечер, спасибо, рад слышать)

      С 1х-системой M4120 (и вообще 120-е переключатели) должен работать.
      Насчёт того, что он сможет работать с кассетой 11-52 сомневаюсь (и вообще не видел кассет 11-52 на 10 скоростей). Заявлено, что M4120 работает только с кассетой 11-42, но по внешнему виду он отличается от M5120 только натяжителем цепи (M5120 – Shadow+). А для M5120 заявлено, что он работает с кассетами до 42-46 зубьев. Т.е. по идее M4120 тоже должен работать с 46 зубьями, но что получится отрегулировать на 50 или 52 зуба (чтобы он её не цеплял и было достаточное расстояние от неё до направляющего ролика для адекватного переключения) я не уверен.

      Плюс для 52 звезды нужна будет большая длина цепи, чем для 42 и 116 звеньев может не хватить. Ну и вообще я не уверен, что целесообразно использовать кассету 11-50 или 11-52, если вы правильно подберёте под себя переднюю звезду. Это будет примерно плюс 50-100 г к весу кассеты, пользоваться передачей 32/52 вы скорее всего не будете (т.к. это бывает нужно в исключительных случаях) и шаг между передачами при 11-52 больше, чем при 11-42, что может быть некомфортно (особенно на 10 скоростях). Разница в передаточных числах не такая большая – 32/42=0,76, а 32/52=0,62. Например, 0,76 это около 7 км/ч при 70 оборотах педалей в минуту на 29 колесах, при 0,62 – около 6 км/ч. Средняя скорость человека – 5 км/ч (от 3 до 7). Если подниматься на велосипеде несколько километров в крутой подъём, то тогда передаточное число 0,62 может быть полезно, а просто для пересечённой местности на мой взгляд 11-42 вполне достаточно.

      • Здравствуйте
        На что можно поменять задний переключатель 3*9 звёзд deore велосипед автор Зенит на более бюджетные версии

        • Здравствуйте, по техническим параметрам (ёмкость, рычажность и пр.) подойдёт любой 9-скоростной переключатель Alivio, Acera или Altus (ALIVIO RD-M4000, RD-M3100, RD-M430, ACERA RD-M3000, RD-M390 и т.д.)

  • Здравствуйте, подскажите будет ли нормально работать 10ск deore M5120 или подобный с системой из трех звёзд? Хочу попробовать апнуть 3х8 до 3х10.

  • Здравствуйте
    Скорее всего нет. У M5120 ёмкость 41Т. При использовании 3х системы, спереди между большой и маленькой звездой разница будет около 20 зубьев (обычно от 18 до 22), тогда разница между большой и маленькой звездой кассеты должна быть не более 21 (41 — 20). Получается нужно брать кассету 11-32Т. А для Deore M5120 большая звезда кассеты по тех.характеристикам должна быть не меньше 42Т. Т.е. на 11-32Т на больших звёздах кассеты расстояние до направляющего ролика будет больше, чем нужно и переключение на них скорее всего будет медленным или плохим.
    Лучше посмотреть М6000-SGS, M610-SGS или может что-то из SLX для трансмиссии 3х10.
    Ну или может быть проапгрейдить до 2х или 1х, если нет необходимости в большом диапазоне. Вот в этой статье (https://velobotan.ru/kak-uznat-skolko-skorostej-u-velosipeda/#kolichestvo-skorostej-velosipeda) я разбирал эту тему, можно так же составить таблицы и посмотреть какие передачи есть сейчас и что будет после апгрейда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *