Правильное переключение скоростей на велосипеде. Схема переключения для 18, 21, 24 или любого другого количества скоростей

4.8
(112)

 

На самом деле, правильное переключение скоростей на велосипеде обычно заключается в том, чтобы выбрать оптимальную для себя переднюю звезду и по возможности с неё не переключаться, а пользоваться только задним переключателем.

Для велосипедов с одной передней звездой (1х) никаких проблем с этим нет, т.к. обычно они имеют сзади кассету на 10-12 скоростей, что вполне достаточно практически для любых условий и характера местности. Но на велосипедах с двумя (2х) или тремя передними звёздами (3х), скоростей одной только кассеты хватает не всегда. К тому же на некоторых передачах при сильном перекосе цепь может задевать рамку переднего переключателя и их использовать нельзя.

Поэтому сегодня мы разберём ошибки при переключении и расскажем о том, как правильно переключаться на шоссейных и горных велосипедах с 2х и 3х-трансмиссиями.

 

Содержание статьи:

Правильное переключение на велосипеде:

Калькулятор: схема оптимального переключения передач

Чтобы калькулятор показал оптимальную схему переключения передач для вашей трансмиссии, вам нужно:

  1. Выбрать количество звёзд в системе и вписать в поля ниже количество их зубьев
  2. Выбрать в выпадающем списке свою кассету

Для определения точной скорости на каждой передаче нужно также выбрать диаметр колеса и ширину покрышки. Скорость будет рассчитываться при среднем каденсе 90 и если он у вас другой, то поставьте свои значения.

Схема корректируется автоматически при изменении любых данных.

Пояснения: на звёздах системы пишется количество зубьев, на звёздах кассеты – количество зубьев и после дефиса – скорость, которая будет на этой передаче при заданных параметрах (диаметр колеса, ширина покрышки, каденс).

Жёлтым цветом выделены передачи, на которых может происходить задевание цепью рамки переднего переключателя.

4 ошибки при переключении

1. Нельзя переключаться и даже просто вращать педали при сильных колебаниях цепи

Если приподнять велосипед за седло и отпустить, то после удара заднего колеса о землю цепь начнёт болтаться и через какое-то время успокоится. Примерно то же самое (только часто более интенсивно) происходит и при езде по кочкам, съезде с бордюра тротуара, прыжках и т.п.

Колебания велосипедной цепи

При попытке переключить при этом передачу или даже просто продолжении вращения педалей, цепь очень часто слетает или её вообще может заклинить между звездой и рамкой переднего переключателя. В любом случае, это может быть достаточно опасно и в некоторых случаях чревато какой-нибудь поломкой, либо даже падением через руль.

В экстремальных горных дисциплинах риск слёта цепи практически исключён за счёт того, что на велосипед ставится одна передняя звезда (сингл-система или 1х) с переменной толщиной зубьев (Narrow-Wide), переключатель со специальной муфтой, которая уменьшает колебания цепи (Shadow Plus у Shimano или Type 2 и выше у Sram) и успокоитель цепи. Но на велосипед с передним переключателем успокоитель цепи и NW-звезду не поставить, т.к. тогда не будет работать переключение скоростей.

2. Нельзя переключать передачи под нагрузкой

Это правило не относится к трансмиссиям на кассетах LinkGlide (групсет Shimano CUES, серии Deore M5130 и Deore XT M8130).

Достаточно частая ситуация, когда мы быстро едем на более тяжёлой передаче и перед остановкой (например, загорелся красный сигнал светофора) не сбросили её заранее на более лёгкую. Соответственно после начала движения для разгона нужно прилагать большие усилия или же тронуться с места и сразу включить передачу пониже. Либо мы начинаем заезжать в горку и понимаем, что крутить педали стало тяжело и хорошо бы переключиться на передачу полегче (по возможности, желательно делать это перед подъёмом).

Но дело в том, что если пользоваться задним переключателем, то более лёгкая передача – это бОльшая по размеру звёздочка. А так как цепь сильно натянута под нагрузкой, то ей тяжело заскочить с меньшей на бОльшую звезду. Если же воспользоваться передним переключателем, то есть некоторый риск, что цепь может слететь.

Чтобы переключиться в подобной ситуации, нужно на 1-2 секунды ослабить давление на педали, вращая их с минимальным усилием, пока цепь не займёт новое положение.

3. Нельзя переключать передачи, когда велосипед стоит на месте

На велосипедах с внешними переключателями (которые перебрасывают цепь между звёздами; устанавливаются на подавляющем большинстве велосипедов) можно переключать передачи только когда вы вращаете педали вперёд. Если переключаться пока велосипед стоит на месте, то рамка переключателя будет сдвигаться в новое положение, но цепь останется на прежней звезде. А когда вы начнёте разгоняться, то из-за нагрузки ей будет тяжело заскочить на другую звезду. Скорее всего, в итоге цепь с хрустом переключиться, но при большом усилии таким образом можно повредить трансмиссию, поэтому так лучше не делать.

На велосипедах с планетарной втулкой (переключение происходит внутри втулки заднего колеса) переключать передачи на месте можно. Но обычно их устанавливают на городские велосипеды с трансмиссией 1х3 или 1х7 и тут вопрос о том, как правильно переключаться, здесь не актуален.

4. Старайтесь избегать сильного перекоса цепи

Возможно, вы могли где-то слышать или читать о такой «страшной» вещи как перекос цепи. Перекос – это изгиб цепи, когда она находится на звёздах системы и кассеты, лежащих не в одной плоскости (т.е. почти всегда).

Перекос цепи

Обычно он небольшой, но на некоторых сочетаниях звёзд может быть достаточно сильным – например, на самых больших звёздах системы и кассеты (как на фото выше) или на самых маленьких.

Считается, что перекос приводит к более быстрому износу трансмиссии и потере КПД из-за трения. На самом деле потери на трение ничтожны и ими можно пренебречь. Что касается износа, то непосредственно для цепи даже сильный перекос не критичен (по крайней мере, если цепь находится на больших звёздах кассеты и системы). Т.к., во-первых, при таком типе переключения перекос в любом случае неизбежен и велосипедные цепи конструктивно на него рассчитаны. А во-вторых, перекос возникает на относительно низких передаточных числах, а значит давление на детали цепи при этом не очень значительное.

Но при сильном перекосе пластины внутренних звеньев цепи начинают задевать плоскую часть зубьев звёзд. Возможно, со временем, если постоянно ездить с сильным перекосом, это приведёт к тому, что зубцы станут тоньше. Если же перекос возникает изредка, то можно не обращать на него внимание. Единственное, чего стоит всерьёз опасаться – это что при сильном перекосе цепь может задевать рамку переднего переключателя.

В велогонках тоже часто не обращают внимания на перекос и стараются до последнего использовать задний переключатель, потому что он работает быстрее и надёжнее.

В общем, желательно сильного перекоса избегать, но если иногда он и возникает, то ничего страшного, если цепь не трётся о рамку переднего переключателя.

Переключение на велосипеде с тремя передними звёздами (3х)

 

Использование переднего переключателя имеет по сравнению с задним ряд недостатков – манетка работающая «наоборот», более медленное переключение и риск слёта цепи в процессе. Поэтому на велосипеде с трансмиссией 3х в идеале нужно выбрать подходящую для себя переднюю звезду и без крайней необходимости с неё не переключаться. На горном велосипеде (на шоссейном обычно ставится 2х-трансмиссия) оптимальной обычно является передняя звезда с 30-36 зубьями, т.е. в данном случае средняя.

Основная – средняя звезда системы

 

Возьмём для примера велосипед с 21 скоростью (3х7), системой 42-32-22 и кассетой 12-32. Не имеет значения – 18, 24, 27 или 30 скоростей у вас на велосипеде – принцип везде одинаковый.

На рисунке ниже в графе:

«Система» – количество зубьев звёзды системы,

«Кассета» – количество зубьев звёзды кассеты,

«Соотнош.» – передаточное число (кол-во зубьев звезды системы / кол-во зубьев звезды кассеты). Передаточное число показывает насколько тяжёлая та или иная передача.

Переключение на МТБ-трансмиссии 3x с основной средней звездой

Зелёным цветом выделены «рабочие» передачи, т.е. средняя звезда основная и на ней мы используем их все. Передаточные числа от 1 до 2,67 позволяют ехать со скоростью от 0 до 30-35 км/ч. Например, на передаче 32/12=2,67 при размере колёс 27,5 дюйма и каденсе 100 скорость будет 34,6 км/ч. Если же нужно ехать быстрее, тогда переключаемся на большую звезду и используем ещё 2 более «быстрые» передачи. На каком-то крутом затяжном подъёме можно переключиться на маленькую звезду и использовать 2 более лёгкие передачи. Но в подавляющем большинстве случаев средней звезды будет достаточно.

Посмотреть какую скорость можно развить на той или иной передаче можно в калькуляторе трансмиссии.

У средней звезды есть ещё одно преимущество: на ней не будет сильного перекоса цепи (если всё установлено правильно). Есть такое понятие как чейнлайн (ChainLine – линия цепи; показывает оптимальное положение цепи) и она приходится как раз на среднюю звезду системы. Т.е. в идеале средняя звезда находится чётко напротив середины кассеты (ну или близко к этому). Поэтому на ней можно смело использовать весь диапазон кассеты.

Чейнлайн цепи

Основная – большая звезда системы

 

При очень хорошей физической подготовке вы можете взять в качестве основной большую звезду системы. Большая звезда сдвинута относительно чейнлайна, поэтому на ней возможно задевание цепью рамки переключателя при использовании больших звёзд кассеты.

Переключение на МТБ-трансмиссии 3x с основной большой звездой

На картинке жёлтым цветом обозначена передача/передачи (может быть 2, если кассета на большее количество скоростей), которыми часто пользоваться нежелательно (или нельзя, если цепь задевает рамку переключателя). Если вы выбрали большую звезду основной «обоснованно», то этими передачами вы почти никогда не будете пользоваться и перекоса на них можно не бояться.

С передаточным числом 3,5 можно разогнаться до 40-50 км/ч, но ехать на такой скорости крайне энергозатратно. Обычно на горном велосипеде ездят со скоростью около 20-25 км/ч (или даже ниже) и передаточные числа более 3 требуются довольно редко.

Также здесь нужно выделить один очень важный момент. Большие передаточные числа означают высокую нагрузку не только на мышцы, но и на коленные суставы и связки (особенно если посадка выставлена неправильно). Для недостаточно подготовленного именно к такой нагрузке (т.к. вращение педалей не самые естественные упражнения) человека это может грозить серьёзными проблемами с коленями.

Насколько велика нагрузка, можно косвенно определить по частоте вращения педалей – каденсу. Каденс – это количество полных оборотов педалей в минуту. Чем он выше, тем меньше нагрузка. Оптимальным считается каденс от 80 до 100. При достаточной тренированности он может быть немного ниже – от 70, но для новичков опускаться ниже 80 нежелательно.

Основная – малая звезда системы

 

Третий вариант – использование малой звезды системы в качестве основной – самый плохой, т.к. передаточных чисел от 0,69 до 1,83 недостаточно. Скорость на передаче 22/12=1,83 будет всего около 20 км/ч и пользоваться ей придётся часто. Но на маленьких звёздах системы и кассеты возникает сильный перекос цепи и изнашиваться она при этом будет интенсивнее, чем на больших звёздах. В общем, малая звезда подходит только как дополнительная.

Переключение на велосипеде с двумя передними звёздами (2х)

 

Дабл-системами (2х) горные велосипеды комплектуются относительно редко, в основном это прерогатива шоссейников. И правильное переключение скоростей у них несколько отличается друг от друга. Для горного велосипеда мы так же, как и с трипл-системой, можем выбрать основную (большую) звезду системы и пользоваться преимущественно только ей:

Переключение на МТБ-трансмиссии 2x

 

Трансмиссия же шоссейного велосипеда в силу своей специфики отличается от «горной». Шоссейник предназначен для более быстрой и долгой езды по хорошей асфальтовой дороге, поэтому на нём более высокие передаточные числа и меньше «шаг» между передачами. Из-за этого одной передней звезды недостаточно и равнозначно используются обе звезды системы. И переключаться желательно так, чтобы избегать сильных перекосов:

Переключение на шоссейной трансмиссии

 

Итак, мы выяснили, что для правильного переключения скоростей на горном велосипеде нужно выбрать «основную» звезду системы и стараться с нее не переключаться. Дли велосипедов с дабл-системой это большая звезда, с трипл-системой – обычно средняя. На шоссейном велосипеде обычно устанавливается дабл-система и на ней используются обе звезды.

На этом всё, если у вас появились какие-то вопросы, буду рад ответить на них в комментариях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 112

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Комментарии 1

  • По поводу переключения на расколбасе цепи подтверждаю )) Помню как то хорошо так наваливал на веле, на светофоре спрыгнул с бордюра, переключился и хотел втопить но ни тут то было, цепь заклинило, меня резко кидает вперед, вилку вжимает и я лечу через руль и вел на меня сверху))) На остановке народ прифигел я думаю от такого шоу. Да я и сам прифигел если чесно, ехал как обычно никого не трогал и тут бах и разложился на ровном месте, лежу не врубаюсь что это было. Встал все вроде цело, цепь одел и поехал дальше, потом только в голове прокручивал этот момент пока ехал, сообразил из зв чего перекинуло через руль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *