Как узнать, сколько скоростей у велосипеда. Сколько нужно скоростей на горном, шоссейном или городском велосипеде

4.8
(81)

Вообще, узнать, сколько у велосипеда скоростей (передач) очень просто – нужно всего лишь умножить количество передних звёзд на задние: 3х6 = 18, 3х10 = 30, 2х11 = 22, 1х12 = 12 и т.д.

Но подвох в том, что реальных скоростей может быть гораздо меньше. Ведь некоторыми передачами вы, возможно, никогда не будете пользоваться, а часть из них повторяется.

• Правда ли, что чем больше скоростей на велосипеде, тем он круче?
• Чем отличаются трансмиссии горного и шоссейного велосипедов?
• Сколько скоростей лучше?

Обо всём об этом и не только поговорим сегодня в статье.

 

Содержание статьи:

Количество скоростей велосипеда – в чём «обман»?

 

Возьмём для примера 27-скоростной горный велосипед с системой из трёх передних звёзд 22-32-42Т и 9-скоростной кассетой 11-34Т (Т – это количество зубьев, от англ. tooth – зубец).

В таблице ниже в графе:

«система» – количество зубьев (T) звезды системы спереди,

«кассета» – количество зубьев (Т) звезды кассеты сзади,

«соотнош.» – передаточное число этого сочетания звёзд (Т системы / Т кассеты). Чем оно выше, тем тяжелее крутить педали.

Передаточные числа трансмиссии горного велосипеда

Одинаковым цветом подсвечены идентичные соотношения. Получается, что из 27 скоростей 12 дублируют, либо очень незначительно (менее 6%) отличаются от похожих сочетаний!

Здесь нужно отметить, что для горного велосипеда оптимальным считается средний «шаг» между передачами около 15% (для шоссейного – около 10%). Почему так и откуда взялись эти цифры, мы рассмотрим немного позже.

Итак, из формальных 27 передач фактически мы имеем только 15 уникальных!

И тут возникает вполне логичная мысль, что среднюю звезду системы (32Т) можно вообще убрать, т.к. все её передачи имеют аналоги на других звёздах. Но здесь не всё так просто.

Во-первых, разница в размерах между звёздами 22Т и 42Т очень большая, и без средней промежуточной звезды перекидывать цепь между ними было бы затруднительно.

Во-вторых, звёзды системы 42Т и 22Т имеют большие различия не только в размерах, но и в передаточных числах (42/22 = 1,91). Почти в 2 раза!

Что же в этом плохого? – спросите вы.

Допустим, что мы едем на средней звезде системы и последней звезде кассеты (передаточное число 2,91), и хотим переключиться на более тяжелую передачу, чтобы ехать быстрее. Переключившись на большую звезду системы, у нас получится передаточное число 3,82 и крутить педали станет на 31% тяжелее . Если это много, скидываем 1 передачу на заднем переключателе и получим 3,23. Получается нужно по одному щелчку на обоих манетках и мы поставим «следующую» передачу.

А теперь гипотетически допустим, что средней звезды системы нет, мы едем на малой звезде (передаточное число 2) и хотим переключиться на «следующую» передачу. Перекидываем цепь на большую звезду 42Т и получаем передаточное число 3,82, т.е. «тяжесть» передачи выросла сразу на 91%! А чтобы получить число 2,1 (42T / 20T), нужно будет щелкнуть манеткой заднего переключателя аж 4 раза!

Но мы можем взять 2 передние звезды, которые не так сильно отличаются друг от друга. Например, 22Т и 36Т, здесь «тяжесть» передачи вырастет на 64%. Тогда при переключении со звезды 22Т на 36Т, нужно будет щелкнуть задним переключателем только 2 раза, чтобы получить «следующую» передачу.

Передаточные числа трансмиссии горного велосипеда 18 скоростей

В данном случае у нас будет немного меньше максимальная скорость (передаточное число 3,27 против 3,82), 13 уникальных передач вместо 15 и диапазон передаточных чисел 503% вместо 588%. Но зато останется только 5 повторяющихся передач, вместо 12 и не будет «лишней» звезды системы.

Давайте разберёмся, что же это за диапазон.

Что такое диапазон передаточных чисел и как он влияет на количество скоростей

 

Существует такое понятие как диапазон передаточных чисел (ДПЧ или просто «диапазон»). Это процентное отношение передаточного числа самой высшей передачи к самой низшей. Проще говоря – это показатель того, насколько трансмиссия велосипеда (или кассета) универсальна.

Например: высшая передача 36/11 = 3,27, низшая передача 22/34 = 0,65

Тогда диапазон будет 3,27 / 0,65 * 100% = 503%

Большой ДПЧ означает, что велосипед подходит для горной местности с крутыми спусками/подъёмами и бездорожья, маленький – больше для равнинной местности с не очень сильными перепадами высот и хорошими дорогами. У горных велосипедов диапазон передаточных чисел обычно находится в пределах 500-600% (но может быть и меньше), у шоссейных – 300-400%. У гравийных где-то посередине – 350-500%.

 

В нашем примере с 27-скоростным горным велосипедом диапазон будет равен 588% (3,82 / 0,65 * 100%). На практике это означает, что при одинаковой скорости вращения педалей, на самой высокой передаче (42T / 11T = 3,82) велосипед будет двигаться в 5,88 раз быстрее, чем на самой низкой (22T / 34T = 0,65). Или что за один оборот педалей на самой высокой передаче, велосипед проедет в 5,88 раз большее расстояние, чем на самой низкой.

Но на самом деле такой экстремальный диапазон большинством велосипедистов никогда не используется. При размере колес 26 дюймов и каденсе 70 (70 оборотов педалей в минуту) на самой лёгкой передаче (22T / 34T) скорость будет 5,6 км/ч, на колёсах 29 дюймов – 6,2 км/ч. Это скорость человека, идущего быстрым шагом! Если этой или близкими к ней передачами и пользуются, то только разок из любопытства, либо может быть на каких-то ну ооочень крутых подъёмах, когда проще закатить велосипед наверх руками.

Что касается самой высокой передачи (42T / 11T) – то она, конечно, более востребована, но всё равно используется довольно редко – где-то после 40-45 км/ч. А это уже довольно большая скорость для велосипеда и далеко не все ездят так быстро даже на шоссейных, не говоря уже о горных или городских велосипедах. В общем, обычно велосипедисту более чем достаточно только диапазона кассеты в 300-400%, без переключения на другие звёзды системы, если передняя звезда правильно подобрана под его предпочтения, физические возможности и характер местности. В примере выше, диапазон кассеты 309% (34T / 11T * 100%), но есть кассеты и 400, и даже более 500%!

Диапазон кассет

Т.е. на горном велосипеде мы вполне можем оставить только одну переднюю звезду (сингл-система, от англ. single – одиночный, единственный) и получить достаточный диапазон за счёт одной лишь кассеты. И это будет иметь ряд преимуществ:

  • Во-первых, мы облегчим велосипед, избавившись от переднего переключателя, манетки, тросика, рубашки и «лишних» звёзд системы.
  • Во-вторых, упрощается сам процесс переключения, т.к. не нужно подбирать передачу после переключения между звёздами системы и отсутствует манетка переднего переключателя, которая работает «наоборот».
  • В-третьих, из-за переключения не слетает цепь.

К тому же, при отсутствии необходимости в переключении, есть возможность поставить спереди Narrow Wide звезду, что сводит к минимуму риск слёта цепи даже от сильной тряски. От обычной NW-звезда отличается удлинёнными зубьями и их переменной толщиной (Narrow – узкий, Wide – широкий). Соответственно узкие зубья попадают во внутренние звенья цепи, а широкие – во внешние.

Сингл-система с Narrow Wide звездой

На шоссейных велосипедах обычно устанавливают системы из двух звёзд (дабл-система, от англ. double – двойной), т.к. кассеты для шоссе отличаются от горных и при использовании одной звезды спереди, у трансмиссии получается очень маленький диапазон (либо слишком большой «шаг» между передачами).

Шоссейные и МТБ кассеты

 

Велосипедные кассеты условно разделяют на два типа – для горных велосипедов (МТБ) и для шоссейных. Принципиальное их отличие в том, насколько сильно отличаются друг от друга соседние звёзды и следовательно – в диапазоне кассет.

Увеличение нагрузки у шоссейной и МТБ кассет

Езда в горах подразумевает, что дорога может иметь большие и резкие перепады высот. Характер местности может довольно быстро поменяться – только что мы спускались вниз, а теперь впереди подъём и нужно ехать наверх. И для того, чтобы в любых условиях можно было подобрать подходящую передачу – кассета должна иметь большой диапазон передаточных чисел и такой «шаг» между передачами, чтобы можно было быстро поменять передаточное отношение одним или несколькими щелчками в случае резкого изменения условий.

Поэтому в кассете MTB разница между соседними звёздами обычно составляет от 2 до 8 зубьев. Эта разница подобрана таким образом, чтобы «шаг» между передачами был по возможности равномерным и при переключении на следующую (меньшую) звезду, нагрузка увеличивалась в среднем приблизительно на 15% по отношению к предыдущей звезде.

Например, горная кассета 11-13-15-17-19-21-24-28-32-37-42T (11 скоростей, диапазон 382%).

Если мы будем последовательно переключаться с последней звезды (42Т) до первой (11Т), то нагрузка будет увеличиваться следующим образом:

+13,5% +15,6% +14,3% +16,7% +14,3% +10,5% +11,8 +13,3% +15,4% +18,2% (в среднем 14,4%).

Считается это так: например, мы переключаемся со звезды 42Т на 37Т, тогда нагрузка вырастет на

(42 — 37) / 37 * 100% = 13,5%.

Либо можно воспользоваться калькулятором трансмиссии, где всё это считается автоматически.

Кассеты для шоссе ориентированы на длительное скоростное движение преимущественно по равнинной местности, где для велосипедиста важно подобрать максимально эффективную и комфортную передачу. Тут уже важно, чтобы разница между передачами была как можно меньше, особенно для тяжёлых «скоростных» передач. Поэтому в шоссейных кассетах соседние звёзды обычно отличаются на 1-4 зуба со средним «шагом» около 10%.

Например, кассета 11-12-13-14-15-17-19-21-23-25-28Т (11 скоростей, диапазон 255%).

Здесь «шаг» увеличения нагрузки между передачами в среднем равен 9,8% (+12% +8,7% +9,5% +10,5% +11,8% +13,3% +7,1% +7,7% +8,3% +9,1%).

Но не всегда кассеты бывают чисто шоссейными или МТБ. Производители всё время экспериментируют и, например, есть кассеты для гравийных велосипедов со средним шагом 12% или есть гибридные кассеты (формально шоссейные), где одна половина кассеты идёт с «шоссейным» шагом, а другая – с «горным». Также на дешёвых шоссейных велосипедах могут использоваться кассеты с «горным» шагом, а на горных велосипедах для фрирайда или даунхилла – с «шоссейным».

Как определить сколько скоростей у планетарной втулки

 

До настоящего момента мы говорили о велосипедах с внешними переключателями, где системы звёзд расположены снаружи, и узнать количество скоростей не составляет большого труда. Но помимо этого существует и переключатели другого типа – планетарные втулки, расположенные внутри заднего колеса, где звёзды (точнее шестерни) и механизм переключения находятся внутри и визуально сосчитать их не представляется возможным. Зато обычно количество скоростей написано на шифтере (устройство для переключения передач на руле).

Планетарки менее распространены, чем внешние переключатели из-за более высокой стоимости и некоторых своих недостатков, которые критичны для спортивных велосипедов. Но для городских велосипедов они в чём-то даже более удобны и практичны. Современные планетарные втулки имеют от 3 до 14 передач с диапазоном передаточных чисел до 526% (что вполне сопоставимо с горной трансмиссией, правда стоит такая втулка как 2 неплохих велосипеда). Но чаще всего всё-таки используются более бюджетные планетарки на 3 или 7, иногда 8 скоростей (ДПЧ от 186% до 306%).

Планетарная втулка

Так сколько же скоростей нужно?

 

Вообще, количество скоростей – это очень наглядный способ показать уровень оборудования. И раньше производители просто увеличивали количество скоростей трансмиссии в зависимости от «топовости» – 24, 27, 30, 33. Соответственно, это был один из основных показателей «крутизны» велосипеда.

Но в последние годы эта концепция существенно изменилась. Хоть количество скоростей, на которые рассчитаны задние переключатели, обычно и увеличивается в зависимости от их уровня, но теперь эта разница не столь существенна (например, переключатель начального уровня Shimano Altus – 9 скоростей, топовый XTR – 12 скоростей). Но там, где это возможно, стараются отказаться от переднего переключателя.

Трансмиссию, как и велосипеды в целом, стали делать, ориентируясь на специфику дисциплины. На горных велосипедах, где из-за тряски повышенный риск слёта цепи, постепенно переходят на сингл-системы. Велосипеды с дабл-системами всё ещё можно встретить в магазинах, но их становится всё меньше. Системы же из 3-х звёзд остались только в относительно бюджетном сегменте, т.к. позволяют поставить дешёвый задний переключатель, обычно на 6-8 скоростей, но за счёт передних звёзд получить «горный» диапазон (500-600%).

Велосипеды для даунхилла (скоростной спуск, от англ. downhill – вниз по склону; сокращённо – DH или ДХ), при стоимости в несколько сот тысяч рублей, могут вообще иметь всего 7 скоростей и диапазон около 250%. Специфика дисциплины подразумевает скоростную езду вниз, зачастую в очень экстремальных условиях и большое количество скоростей здесь не просто избыточно, но даже нежелательно. Наличие переднего переключателя грозит риском слёта цепи, а при большом диапазоне кассеты пришлось бы использовать более длинную лапку заднего переключателя, что означало бы меньшее натяжение цепи и повышенный риск зацепиться при езде или повредить переключатель при падении. Поэтому обычно на ДХ-велосипедах устанавливается одна NW-звезда спереди с успокоителем цепи и 7 или 10-скоростная шоссейная кассета сзади.

Велосипед для даунхилла

Велосипеды для кросс-кантри (гонки по пересечённой местности) тоже горные, но к ним предъявляются совсем другие требования. Условия для езды здесь обычно гораздо менее экстремальные и нужно ехать не только вниз, но и вверх. Поэтому важно большое количество скоростей и широкий диапазон.

Вообще под понятием «кросс-кантри» часто понимают не спортивную дисциплину, а просто езду где-то за городом и включают сюда все горные велосипеды, не относящиеся к другим направлениям, в том числе и самые бюджетные. В результате получается большая группа велосипедов с довольно разнообразными характеристиками и количество скоростей у них может быть как 10, так и 30. Но всё же, системы из 3 звёзд характерны для любительского уровня, а на более продвинутые модели обычно ставится трансмиссия с одной, реже с двумя передними звёздами и 10-12 скоростной кассетой сзади.

Велосипед для кросс-кантри

Как мы уже говорили, на шоссейных велосипедах, в подавляющем большинстве случаев устанавливается дабл-система, чтобы за счёт передних звёзд увеличить слишком маленький диапазон шоссейной кассеты. Системы из 3-х звёзд или даже односкоростные велосипеды иногда можно встретить в бюджетном сегменте, а шоссейные сингл-системы хоть и существуют, но не получили большого распространения.

При 11-12 скоростях и минимальном шаге шоссейные кассеты имеют диапазон в районе 210-290%, что в некоторых случаях может быть недостаточно. Специфика шоссе подразумевает минимальный шаг между звёздами, т.к. когда едешь несколько часов подряд, критически важно подобрать оптимальную передачу, особенно если речь идёт о соревнованиях. Поэтому, чтобы повысить диапазон трансмиссии, обычно на шоссейниках устанавливается дабл-система и кассета от 7 до 12 скоростей, в зависимости от уровня велосипеда.

Шоссейный велосипед

На гравийных велосипедах так же, как и на горных, постепенно переходят на сингл-системы (но дабл-системы тоже встречаются). Т.к. грэвелы используются не только на асфальте, но и на лёгком бездорожье, у них используется «горный» шаг между передачами (14-15%), либо средний – 11-12%. За счёт этого, в отличии от шоссейника, можно оставить спереди одну звезду и получить достаточный диапазон. Таким образом, трансмиссия гравийного велосипеда обычно бывает 1х10-12 или 2х8-11.

Гравийный велосипед

 

На этом пока всё, благодарю за внимание 🙂

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 81

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Комментарии 4

  • Спасибо за статью. Начал что-то понимать в велосипедах.

  • Спасибо за статью, очень познавательно.
    И все таки,на гравийном велосипеде что оптимальнее-одну звезду или две спереди?

    • Лично на мой вкус – лучше 1 звезда спереди, но здесь нельзя однозначно ответить, всё индивидуально.
      В целом, принято, что у шоссейников диапазон 300-400% и средний шаг между передачами 9-10%, у МТБ диапазон 500-600% и шаг 14-15%. Подразумевается, что гравийник это нечто среднее и в основном используется на хороших гравийных или грунтовых дорогах, но можно ехать и по асфальту (немного хуже, чем на шоссейнике), и по пересечённой местности (немного хуже, чем на горном кросс-кантрийном велосипеде). Соответственно диапазон у него где-то посередине – 350-500% и в идеале хорошо бы было, чтобы и шаг между передачами был тоже где-то посередине (около 12%), но совместить это на сингл-системе нельзя, т.к. ограничено количество звёзд кассеты.
      Если использовать шоссейные кассеты с увеличенным средним шагом, например, 105 или Ultegra на 11 скоростей, 11-34T (шаг 12%), то при одной звезде спереди, диапазон получается всего 309%, что считается недостаточным. Поэтому на гравийниках с сингл-системой используют МТБ-кассеты (например, на 11 скоростей, 11-42T, шаг 13,9%, диапазон 382%). Но если велосипед часто используется на шоссе или хороших дорогах, то «горный» шаг будет не очень комфортен, поэтому на какие-то гравийники ставят дабл-систему (чтобы увеличить диапазон) и шоссейную кассету. Например, с дабл-системой 46-30Т и той же кассетой 11-34Т диапазон будет уже 474% (а не 309%, как на сингл-системе).
      Т.е. либо более комфортный шаг между передачами, но дабл-система с её недостатками, либо сингл-система, но с «горным» шагом. Хотя на более бюджетных гравийниках может стоять и МТБ-кассета на 7-9 скоростей с дабл-системой, т.к. это получается дешевле, чем сингл с достаточным для выхода на «гравийный» диапазон количеством передач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *