Какие ключи нужны для велосипеда – для сборки, регулировки, снятия педалей, каретки, кассеты и всего остального; как ими пользоваться, какие обязательно возить с собой

4.5
(45)

 

Из ключей, которые нужны для велосипеда, самый важный и универсальный – это мультитул, т.к. он компактный и его можно брать с собой в поездки. Но при сборке или ремонте не всегда можно обойтись только мультитулом и бывают нужны другие инструменты. Какие именно и как ими пользоваться мы сейчас и расскажем.

Содержание статьи:

  1. Велосипедный мультитул
  2. Шестигранники
  3. Выжимка цепи
  4. Съёмник кассеты
  5. Отвёртка
  6. Спицевой ключ
  7. Съёмник (выжимка) шатунов
  8. Гаечные ключи
  9. Съёмник каретки
  10. Пассатижи или плоскогубцы с бокорезами

Велосипедный мультитул

Мультитул – самый необходимый инструмент для велосипедиста. В зависимости от набора входящих в него инструментов, мультитул позволяет выполнять 80-90% операций, связанных с настройкой или простым ремонтом велосипеда, поэтому его очень удобно брать с собой в поездки.

На фото выше самая простая комплектация (основные шестигранники, прямая и крестовая отвёртки, несколько размеров рожковых и спицевых ключей), но даже её в большинстве случаев вполне достаточно. В более продвинутых мультитулах обычно больше размеров шестигранников, могут добавляться ключи Torx (в форме шестилучевой звезды), лезвие, выжимка цепи и какие-то другие редко востребованные инструменты.

В первую очередь, мультитул предназначен для использования в поездках, поэтому желательно чтобы он был компактным и лёгким. Наличие большого функционала может быть полезно в велопоходе или дома, если у вас нет других инструментов. Но здесь нужно учитывать, что какие-то инструменты могут быть избыточными (например, винты Torx у вас могут отсутствовать), а их наличие существенным образом сказывается на стоимости мультитула.

Для обычных покатушек обычно хватает шестигранников и иногда может пригодиться отвёртка. Крайне редкая поломка – разрыв цепи, но если она случится, а у вас не будет с собой выжимки, то придётся идти обратно пешком и катить велосипед рядом. В городских поездках это может быть не так критично, но если ездить куда-то далеко, то брать с собой выжимку (в составе мультитула или отдельно) крайне важно.

Шестигранники

Большинство действий по сборке, настройке велосипеда или замене комплектующих делается с помощью шестигранных ключей. Это и установка руля или оборудования на нём, и установка переключателей или тормозов, и замена вилки, и настройка посадки, и многое другое. В основном для этого нужны шестигранники до 6 мм включительно и для снятия шатунов – ключ на 8 мм (очень редко 10 мм), если шатуны крепятся болтами с внутренним шестигранником.

Выжимка цепи

Выжимка нужна при установке новой цепи, чтобы укоротить её до правильной длины (про это мы подробно писали здесь). А также, если цепь порвалась в дороге. В этом случае можно удалить повреждённое звено и ещё одно, собрать цепь и доехать до дома. Цепь при этом станет короче и при переключении нельзя будет пользоваться сочетанием «большая звезда системы — большая звезда кассеты». Дома можно добавить 2 недостающих звена, если когда вы устанавливали  и укорачивали цепь, у вас остались запасные звенья.

Съёмник кассеты

Для замены кассеты или трещотки (может устанавливаться на бюджетных велосипедах) нужен соответствующий съёмник (внешне они похожи, но отличаются шлицами) и гаечный ключ для него. Здесь может возникнуть сложность с тем, чтобы снять старую кассету, т.к. при этом она будет крутиться вместе со съёмником. Вообще для того, чтобы зафиксировать саму кассету существует специальный ключ – «хлыст». Но можно обойтись и без него, если воспользоваться старой цепью – надеть её на звезду кассеты и прижать одной рукой за концы к покрышке, либо прибить к деревяшке и получить таким образом самодельный импровизированный «хлыст».

Отвёртка

Отвёртка нужна при настройке переключателей и установке или снятии аксессуаров (например, катафоты или фонари), если в них используются винты под отвёртку. Также она бывает полезна для каких-то сопутствующих действий – подковырнуть заглушку, расставить по местам насыпные подшипники внутри втулки или педали и т.п. Ещё она нужна при спицовке колеса или ей можно выправить восьмёрку колеса – если нет спицевого ключа, можно разбортировать колесо и крутить спицевые ниппели отвёрткой.

Спицевой ключ

Спицевой ключ нужен при исправлении восьмёрки велосипедного колеса или чтобы подтянуть спицы, если они ослабли. Вообще, проще это делать отвёрткой, но тогда нужно будет снимать покрышку и ободную ленту, а спицевым ключом можно всё сделать без разбортировки.

Съёмник (выжимка) шатунов

На фото съёмник для каретки под квадрат, у кареток под шлицевые соединения больше диаметр упора на выжимном винте, либо используется переходник.

Чтобы снять шатун, нужно вытащить заглушку (если она есть) и выкрутить болт. Обычно он под внутренний шестигранник на 8 мм, на бюджетных велосипедах болт может быть с шестигранной головкой на 14 мм, тогда его можно выкрутить с помощью головки съёмника и гаечного ключа.

После этого нужно закрутить съёмник как на фото ниже и выдавить шатун:

Гаечные ключи

Болты с шестигранными головками на современных велосипедах почти не используются. Гаечный ключ может быть нужен если колёса имеют крепление с помощью гаек, а не эксцентриков, чтобы открутить педали или разобрать втулку (здесь только обычные ключи могут не подойти из-за толщины). А также при использовании различных съёмников (кассеты, шатунов, каретки).

Съёмник каретки

Снять каретку часто бывает довольно сложно, т.к. обычно она прикипевшая, съёмник в ней фиксируется плохо и шлицы легко сорвать. Поэтому лучше всего зафиксировать съёмник, притянув его болтом через шайбу к валу каретки. Для этого в данном случае использовался болт М8х45х1 (диаметр 8 мм, длина 45 мм, шаг резьбы 1 мм), но у вас может быть другая длина.

Найти болт с шагом резьбы 1 мм может быть сложно, т.к. обычно у 8-миллиметровых болтов шаг 1,25 мм, поэтому лучше смотреть в специализированных магазинах.

Левая чашка (по ходу движения велосипеда) выкручивается обычным образом – против часовой стрелки, правая имеет обратную резьбу (если нет маркировки ITA) и выкручивать нужно по часовой. Т.е. выкручивать нужно по ходу вращения педалей. Возможно при этом на гаечный ключ придётся надеть трубу, чтобы увеличить рычаг.

Пассатижи или плоскогубцы с бокорезами

Пассатижи бывают нужны как вспомогательный инструмент, например, чтобы обрезать тросик, что-нибудь согнуть, достать кусочек проволоки, проколовший покрышку и т.д.

Возможно, вам также будет интересно:

Как поменять тросик переключения скоростей и рубашку

Как установить задний переключатель скоростей

Как снять и поставить велосипедную цепь, когда цепь нужно менять

Как заклеить прокол камеры

Какое давление должно быть в покрышках

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок: 45

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Комментарии 3

  • Мультитул — самый бесполезный набор для ремонта велосипеда.
    Во первых — все ключи там короткие потому, что это же мультитул, компактная вещь. Никуда ими не подлезть. Попробуйте отрегулировать тормоза и поймете.
    Во вторых, там толстая ручка, которая еще больше усложняет процесс.
    В третьих — половина веса этого мультитула идет на ручку и на ненужные ключи, то есть он не оправданно тяжелый. Заменить его можно четырьмя шестигранниками, которые и длиннее и легче.

    • Мультитул в первую очередь предназначен не для комфортного ремонта, а для того, чтобы брать его с собой и если во время поездки вдруг произошла какая-то неисправность или нужно что-то подтянуть/отрегулировать и т.п., то можно было бы им воспользоваться. Конечно для ремонта удобнее пользоваться специальным инструментом, но и весить он будет в несколько раз больше.

      1. Почему ключи короткие? Если рассматривать мультитул и шестигранники из статьи, то у шестигранников в мультитуле длина 45 мм, у Г-образных шестигранников длина короткой части ещё меньше – 30 мм. Иногда бывает нужно выкрутить винт целиком и удобнее это делать с помощью длинной части, держась за короткую (например, при замене выноса руля, чтобы крутить шестигранник не вынимая и не цепляться за рубашки тросов или гидролинии), но в 99% случаев можно обойтись короткой частью. Тем более в поездке, когда выбирать особо не приходится.
      Не очень понимаю в чем сложность с тормозами. Если речь про V-brake, то с тем чтобы ослабить и потом затянуть шестигранником фиксатор троса никаких проблем быть не должно, более того если держаться за короткую часть шестигранника, то это не удобно и будет тяжело приложить необходимое усилие. При замене колодок сдернуть/затянуть гайки можно шестигранником, выкручивать/закручивать пальцами.

      2,3. Широкие мультитулы с большим количеством инструментов на мой взгляд тоже неудобны, да и такое количество инструментов в поездке избыточно. Но есть более компактные мультитулы с необходимым минимум инструментов, ими пользоваться достаточно удобно, иногда даже удобнее, чем шестигранником.
      По поводу веса – опять же, если брать мультитул и шестигранники из статьи – то четыре шестигранника 3,4,5,6 мм весят 85 г, а мультитул 155 г, но помимо шестигранников в нем также есть крестовая и прямая отвёртки и спицевой ключ. В поездке они нужны редко, но бывает всякое, поэтому дополнительные 70 г можно и повозить. А если взять, например, 4 шестигранника и выжимку цепи, то будет 85 + 115 = 200 г. Вполне можно найти мультитул с интегрированной выжимкой также около 200 г, но это будет не россыпью, а одним компактным предметом и плюс отвёртки, спицевой ключ. При желании вообще обычно можно разобрать мультитул, удалить лишние инструменты, обрезать болты/втулки и ручка будет более узкой, вес меньше, инструменты только необходимые.

    • Я тупо взял 2 шестиграника (4 мм и 5мм) коротких и на рукоятку поставил термоусадку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *