Основные виды велосипедов и их назначение. Краткое описание с характеристиками, фото и видео горных, шоссейных, городских, трюковых, электро и других велосипедов

Разные типы велосипедов
4.8
(97)

Сейчас существует множество видов велосипедов с самым разнообразным и иногда довольно специфическим назначением. В статье мы рассмотрим 30 основных из них, расскажем чем они отличаются друг от друга и для чего предназначены.

 

Виды велосипедов

Кросс-Кантри, Трейл, Эндуро, Даунхилл, Байкер-Кросс / 4X, Дёрт-Джампинг, Слоуп-Стайл, Стрит, Велотриал, Фэтбайк, E-MTB

Классический, Эндуренс, Грэвел, Циклокросс, Аэродинамический, Time Trial, Триатлон, Трековый, E-Road

Складной, Круизёр и чоппер, МТБ-гибрид, Шоссейный гибрид

Туристические велосипедыBMXТандемЛигерадЭлектрический

Горные велосипеды

Кросс-Кантри

Велосипеды для кросс-кантри

Кросс-кантри (от англ. Cross-Country – пересечённая местность; используются сокращения XC или КК по-русски) – это гонки по пересечённой местности, где есть подъёмы, спуски и различные препятствия. Здесь очень важна скорость, поэтому велосипеды для кросс-кантри должны быть прочными, лёгкими и иметь большой диапазон передаточных чисел.

Сейчас чаще (по крайней мере, на профессиональном уровне) это хардтейлы с амортизационной вилкой ходом 100-120 мм, дисковыми тормозами, 29-дюймовыми колёсами, покрышками шириной 2,1-2,25 дюйма, трансмиссией 1х12 и кассетой с диапазоном около 500%. Но могут использоваться и двухподвесы, и колёса 27,5 дюйма, и меньший диапазон, и 2х/3х системы (в более бюджетном сегменте). Часто под КК понимают не спортивную дисциплину, а просто катание вне дорог.


Трейл

Трейловые велосипеды

Трейл (от англ. Trail – тропа) – это езда в своё удовольствие по специально адаптированным горным и лесным тропам. По сравнению с кросс-кантри, трассы в трейле зачастую более агрессивные: могут быть каменные и корневые секции, дропы (прыжки вниз), шоры (дорожки из досок), трамплины и т.д. Соответственно этот вид байков более «агрессивный», чем для кросс-кантри. У них более прочные рамы, сильнее угол наклона рулевого стакана (рулевой трубы), больше колёсная база (расстояние между осями колёс), увеличенный ход подвески (120-150 мм), больше роторы (тормозные диски; 180 мм вместо 160 мм у КК), шире покрышки (2,25-2,5 дюйма), короткий вынос и более вертикальная посадка. Здесь уже чаще используются двухподвесы, чем хардтейлы.

 

Больший наклон рулевой позволяет увереннее съезжать вниз и приземляться после прыжков, не боясь перевернуться через руль, увеличивает колёсную базу и делает велосипед более устойчивым, а руль менее отзывчивым. У кросс-кантрийных велосипедов угол наклона рулевой трубы 68-70 градусов, а чем более экстремальная трасса, тем угол острее (от 62 градусов). В видах же где важна хорошая управляемость (трюковые и шоссейные), угол наклона более тупой (до 76 градусов).

Эндуро

Велосипед для эндуро

Эндуро (англ. Enduro) – это горная гоночная дисциплина. Гонки состоят из нескольких спец-участков с групповым и раздельным стартом, а также ограниченных по времени перегонов между ними. Трассы часто могут быть более сложными, чем трейловые и к тому же здесь важна скорость прохождения и надёжность велосипеда, поэтому к этому виду байков предъявляются повышенные требования. Обычно это очень крепкие двухподвесы с ходами подвески 150-170 мм, на 29 колёсах шириной 2,3-2,6 дюйма, роторами 180 мм и телескопическим подседельным штырём, управляемым с руля, чтобы можно было быстро поменять высоту седла и ехать вверх или вниз.

Даунхилл

Велосипед для даунхилла
Даунхилл (от англ. DownHill – вниз с холма, сокращённо DH или ДХ) – это экстремальные соревнования по скоростному спуску с раздельным стартом по хорошо изученной трассе. Обычно ДХ-трассы достаточно сложные и имеют длину 1,5-2 км с перепадом высот около 500 метров. Т.е. райдер должен максимально быстро съехать по совершенно дикому уклону, одновременно преодолевая всевозможные препятствия в виде кочек, камней, корней деревьев, дропов и т.д., поэтому даунхилл – одна из самых жёстких и травмоопасных велодисциплин.

Обычно для ДХ используются двухподвесы с ходами около 200 мм, часто с более прочной двухкоронной вилкой (как на фото выше), сильным углом наклона рулевого стакана (63-64 градуса), роторами около 200 мм, широкими покрышками 2,3-2,6 дюйма. Трансмиссия ставится 1х7 или 1х10 с успокоителем цепи (чтобы исключить риск её слёта) и маленьким диапазоном кассеты – 230-250% (т.к. велосипед предназначен только для езды вниз), что позволяет использовать короткую лапку переключателя (меньше риск её повредить, сильнее натяжение цепи). Часто даунхилльные велосипеды используются также во фрирайде.

Даунхилл:

Фрирайд:

Байкер-Кросс / 4X

Велосипед для байкер-кросса/4x

Байкер-кросс / 4X (также фокросс от англ. Four-Cross или Mountain Cross) – это гонка, состоящая из нескольких групповых спринтерских заездов на выбывание по расширенной даунхилльной трассе. В каждом заезде стартует 4 гонщика, из-за чего дисциплина и получила название Four-Cross или сокращённо – 4X. Обычно используются хардтейлы (реже двухподвесы) с углом наклона рулевой около 68 градусов, ходом подвески до 140 мм, с одной звездой спереди, успокоителем цепи и шоссейной кассетой (с маленьким диапазоном, как и в даунхилле).

Дёрт-Джампинг

Велосипед для дёртджампинга

Дёрт-джампинг (от англ. DirtJumping; dirt – земля, грунт; jumping – прыжки) – это направление катания, которое заключается в прыжках на искусственных земляных трамплинах (дёртах) с выполнением разнообразных трюков в воздухе.

Для дёрт-джампинга могут применяться и BMX-велосипеды, но всё же, в основном используются специальные горные. Обычно это байки с одной передачей (синглспиды) на 26-дюймовых колёсах (иногда 24″), с амортизационной вилкой ходом 80-120 мм, покрышками с умеренным грязевым протектором (или полусликовой резиной) и углом наклона рулевого стакана 69-70 градусов. Высота каретки у дёртовых велосипедов находится на одном уровне, либо ниже осей колёс (для лучшей управляемости на скорости). Может использоваться гироротор – специальный тормозной механизм, позволяющий беспрепятственно вращать руль, без ограничений тормозными тросиками (нужно для некоторых трюков).

Слоуп-Стайл

Велосипед для слоупстайла

Слоуп-стайл (от англ. SlopeStyle; slope – склон, style – стиль) – это соревнования, состоящие из серии прыжков с различными трюками в полёте, где оценивается техничность выполнения элементов. Трассы для слоуп-стайла могут состоять из трамплинов, дропов, шоров, качелей, дёртов и т.д. По сути это более жёсткий дёрт-джампинг и соответственно для слоуп-стайла используются либо обычные дёртовые (для относительно лёгких трасс) байки, либо более экстремальные – двухподвесы с увеличенными ходами подвески.

Стрит

Велосипед для стрита

Стрит (от англ. Street – улица) – это езда на велосипеде по городу с выполнением различных трюков. Также велосипеды для стрита хорошо подходят для катания в скейт-парках. Обычно это односкоростные байки с жёсткой вилкой на 24-х, либо 26-х колёсах, с коротким выносом руля и неагрессивными покрышками (псевдослик или полуслик). Угол наклона рулевого стакана у них 70-74 градуса, короткий передний треугольник рамы и кареточный узел на уровне, либо выше осей колёс, что облегчает поднятие переднего колеса.

Велотриал

Велосипед для триала

Велотриал (или просто триал, от англ. Bike Trials – велосипедные испытания) – это преодоление различных естественных и искусственных препятствий, касаясь их только колёсами. Для города существует свой особый вид триала с преодолением элементов уличного ландшафта (ограждений, перил, лестниц, лавочек и т.д.) – стрит-триал. Несмотря на некоторую схожесть, стрит-триал отличается от стрита – велосипеды для триала ещё больше ориентированы на трюки и совсем плохо подходят для езды.

Для велотриала используются односкоростные велосипеды с характерного вида узкой вытянутой рамой, ригидной вилкой и длинным выносом руля с подъёмом. Кареточный узел расположен выше осей колёс, чтобы было проще поднимать руль и вставать на заднее колесо. Спереди ставится фривил-звезда (Free-Wheel – свободное колесо – механизм, позволяющий не вращать педали, когда байк катится вперёд, аналогично трещотке или кассете у многоскоростного велосипеда) на 18 зубьев. Применяются широкие одинарные ободья с отверстиями для облегчения веса, задняя покрышка часто более толстая и шипастая, т.к. большинство элементов выполняются на заднем колесе. Для велотриала могут использоваться велосипеды с разными размерами колёс: 20″ (мод), 24″ и 26 дюймов (сток). Триальные велосипеды часто не имеют седла, т.к. оно увеличивает вес, а все трюки всё равно выполняются стоя.

Фэтбайк

Фэтбайк

Фэтбайк (от англ. Fatbike; fat — «толстый») – это велосипед на очень широких покрышках (3‚5-5 дюймов) с низким давлением (0,3-2 атм.). Благодаря этому фэтбайки хорошо подходят для езды по рыхлым поверхностям вроде песка или снега, но по асфальту или твердому грунту едут тяжелее, чем велосипеды с более узкой резиной, т.к. имеют «более внедорожное» назначение.

E-MTB

Электрический горный велосипед

E-MTB (electric mountain bike – электрический горный велосипед) – это электровелосипед на основе горного с интегрированными в раму аккумулятором и электромотором. Сами велосипеды могут быть разных типов – например, кросс-кантрийными или трейловыми. В отличие от электровелосипеда с мотор-колесом, e-MTB не едет сам, а лишь помогает райдеру крутить педали, увеличивая прикладываемые усилия в 2-4 раза. В некоторых странах мощность мотора и максимальная скорость, на которой работает помощник, ограничена законодательно. К тому же для горного велосипеда нет нужды в больших скоростях, поэтому обычно помощник (pedal assist) отключается на 25 км/ч.

 

Шоссейные велосипеды

Классический шоссейный велосипед

Шоссейный велосипед

Шоссейный велосипед предназначен для скоростной езды по хорошим асфальтовым и грунтовым (в случае гравийных и циклокроссовых велосипедов) дорогам или велотреку. Это лёгкие велосипеды с ригидной вилкой, 28-дюймовыми колёсами, узкими покрышками под высоким давлением и рулём «бараном», либо аэробаром, обеспечивающими низкую аэродинамическую посадку для уменьшения сопротивления воздуха. Раньше на шоссейных велосипедах использовались ободные тормоза, но на современных моделях почти всегда ставятся дисковые.

Классический шоссейник предназначен для групповых гонок. Это максимально лёгкие байки (но не менее 6,8 кг по правилам UCI – международного союза велосипедистов) с покрышками шириной 18-28 мм (чаще всего 23-25) и короткой колёсной базой для лучшей манёвренности. Обычно на них используются дабл-системы (2 звезды спереди) и классическая шоссейная кассета с минимальным шагом между звёздами.

Эндуренс

Эндуренс

Эндуренс (от англ. Endurance – выносливый) – это вид шоссейника для асфальтовых и, при необходимости, хороших грунтовых дорог. По сравнению с классическим шоссейным велосипедом, эндуренс менее «спортивен» – немного медленнее, но зато лучше подходит для длительных поездок, т.к. более комфортен и практичен. У него чуть более вертикальная посадка за счёт расположенного выше руля, немного больше колёсная база и шире покрышки (обычно 28-32 мм).

Гравийный велосипед

Гравийный велосипед

Гравийный велосипед (или грэвел от англ. Gravel – гравий) – это универсальный шоссейный велосипед для асфальтовых, гравийных и грунтовых дорог. Гравийник ещё больше адаптирован к внедорожным условиям, нежели эндуренс. У него ещё чуть более комфортная посадка, ещё шире покрышки (32-50 мм) и трансмиссия – нечто среднее между шоссейной и МТБ. Если у классического шоссейника или эндуренса диапазон трансмиссии обычно находится в пределах 300-400%, то у гравийника он больше – 350-500% за счёт МТБ-кассеты. Также у грэвелов прослеживается тенденция к переходу на сингл-системы, но пока используются как 1х, так и 2х-системы.

Циклокросс

Велосипед для циклокросса

Циклокросс (от англ. Cyclocross – велокросс, сокращённо CX) – это гонки на специальных шоссейных велосипедах по пересечённой местности. Гравийные и циклокроссовые велосипеды очень похожи, но последние предназначены для гонок. У циклокроссеров чуть более «спортивная» геометрия, в основном используются 1х-системы и они должны соответствовать правилам UCI (например, ширина покрышек ограничена 33 мм).

Аэродинамический шоссейный велосипед

Аэродинамический шоссейный велосипед

Аэродинамический шоссейный велосипед (англ. Aero Road Bike или Aeroad) – это вид шоссейника с максимально улучшенной аэродинамикой, но соответствующий регламенту UCI. Aeroad немного тяжелее классического шоссейника и при езде в горку уступает последнему, зато выигрывает в скорости по прямой. Также из-за высокого профиля труб рамы и колёс при сильном боковом ветре Aeroad может сносить. Поэтому в гонках при выборе типа велосипеда нужно учитывать характер трассы и погодные условия.

Тайм-Триал

Велосипеды для тайм-триала

Тайм-триал (от англ. Time Trial) – это шоссейная или трековая гонка на время с раздельным стартом. Бывают как индивидуальные (Individual Time Trial / ITT), так и командные (Team Time Trial / TTT) соревнования. Велосипеды для тайм-триала часто называют TT, «разделочными» (из-за раздельного старта) или «рогатками» (из-за характерной формы лежака на руле – аэробара).

В шоссейной групповой гонке спортсмен едет среди других участников и там важна лёгкость велосипеда для быстрого рывка и управляемость, чтобы хорошо маневрировать и не устроить завал. Аэродинамичность здесь обычно отступает на второй план, т.к. большую часть времени велосипедист едет в пелотоне (основная группа гонщиков) и защищён от встречного потока воздуха. В ITT же наоборот спортсмен едет один и скорость имеет первоочередное значение. Поэтому в тайм-триале велосипеды имеют аэробар, аэродинамическую раму, колёса с плоскими спицами и высокопрофильными ободьями (либо сплошные дисковые).

Аэробар позволяет гонщику принять более обтекаемую аэродинамическую позу, но делает байк менее управляемым (из-за чего на ТТ-велосипедах нельзя ездить в группе). Дисковые колёса дают преимущество в скорости, но при боковом ветре работают как парус и велосипед может сносить в сторону, поэтому на улице обычно используют только заднее дисковое колесо. На велотреке проблемы с ветром нет, т.к. помещение закрытое и можно поставить оба таких колеса. Помимо этого на трековых велосипедах отсутствуют переключатели передач и тормоза.

Триатлон

Велосипед для триатлона

Триатлон в велоспорте  – гонка, состоящая из трёх этапов: плавания, езды на велосипеде и бега. Гонки бывают разных форматов и продолжительности, но первая появившаяся и самая известная – это IronMan (железный человек), в которой спортсмену нужно проплыть 3,86 км, проехать на велосипеде 180,25 км и пробежать 42,195 км.

В триатлоне, в зависимости от формата и регламента, могут использоваться как обычные шоссейные велосипеды, так и разделочные, похожие на ТТ. Но если в тайм-триале гонка длится менее часа и велосипед должен соответствовать требованиям UCI, то в Ironman этих ограничений нет (но есть свои) и продолжительность велоэтапа занимает до 8 часов. К тому же после велогонки спортсмену предстоит пробежать марафонскую дистанцию и нужно по возможности не загружать мышцы, которые понадобятся для бега. Поэтому у этого вида велосипедов несколько другая геометрия и часто интегрированы аэродинамические багажники для инструмента и питания, бутылки и гидраторы (питьевые системы).

Трековый велосипед

Трековые велосипеды

Трековый велосипед предназначен для гонок на велотреке. У него нет переключателя передач и тормозов, чтобы максимально облегчить велосипед и улучшить аэродинамические характеристики. Единственная фиксированная передача (педали вращаются вместе с задним колесом) с большим передаточным числом позволяет ехать на максимальной скорости и постепенно затормозить после окончания гонки. Может использоваться как руль «баран», так и аэробар (в гонках преследования).

Электрический шоссейный велосипед

Электрический шоссейный велосипед

Электрический шоссейный велосипед (англ. electric или сокращённо E-Road Bike) – это электровелосипед на основе шоссейного со встроенными в раму мотором и аккумулятором, так же, как и в E-MTB. Соответственно мотор здесь тоже работает в режиме помощника, увеличивая прилагаемые усилия в 2-4 раза. Но если в МТБ большие скорости не нужны и assist в основном используется чтобы заехать в гору, а на спуске его можно отключить, то у шоссейного велосипеда специфика другая. Поэтому в странах, где это возможно законодательно, скорость отключения помощника больше (40-45 км/ч).

 

Городские велосипеды

Городские велосипеды

Городские велосипеды предназначены для комфортного использования в городе. Комфорт может заключаться как в удобстве передвижения (вертикальная посадка, мягкое седло и т.д.), так и в удобстве хранения или транспортировки (маленький размер, возможность складывания). От них не требуется высокого уровня надёжности или минимального веса, как от спортивных видов велосипедов, что благоприятно сказывается на стоимости.

Часто городские велосипеды комплектуются крыльями, багажниками, корзинками, защитными кожухами цепи, звонками, подножками, фонариками и т.д. Руль обычно устанавливается высоко и близко к седлу, что позволяет сидеть вертикально. Вместо внешнего переключателя скоростей может использоваться планетарная втулка или велосипед может быть с единственной фиксированной передачей (синглспид).

Складные велосипеды

Складные велосипеды

Складные велосипеды очень удобны в городской среде с практической точки зрения – их можно компактно разместить в квартире, провезти в транспорте или положить в багажник автомобиля.

Круизёры и Чопперы

Круизёр и чоппер

Это велосипеды похожие по дизайну на мотоциклы. Изначально такие велосипеды начала выпускать в прошлом веке компания Schwinn, но благодаря большой популярности их стали делать и другие производители. Они подразумевают вальяжную и неторопливую езду по хорошим асфальтовым дорогам.

 

 

Также к городским относят фитнес-велосипеды. Это гибриды шоссейного и горного велосипедов, усилиями маркетологов получившие более благозвучное и современное название. Есть 2 вида таких гибридов.

МТБ-гибрид

МТБ-гибрид

МТБ-гибрид – это горный велосипед с шоссейными колёсами (28 дюймов), покрышками шириной около 40 мм и короткоходной вилкой.

Шоссейный гибрид

Шоссейный гибрид

Шоссейный гибрид – это шоссейник с прямым рулём, более широкими покрышками (28-42 мм) и увеличенным диапазоном трансмиссии 400-600%. Для придания большей «внедорожности», у них уменьшен угол наклона рулевой и увеличена колёсная база.

Туристические велосипеды

Туристический велосипед

Туристический велосипед (или Туринг от англ. Touring Bike) – это велосипед предназначенный для путешествий. Это может быть как велосипед изначально разработанный производителем для туристических поездок, так и самостоятельно модифицированный байк (например, по концепции байкпакинга – равномерного распределения вещей по нескольким маленьким сумкам) какого-то другого типа. Чаще всего под словом туринг понимают дорожный туристический велосипед (как на фото выше), но вообще к турингам относятся и другие туристические типы (для смешанной местности, складные, экспедиционные, тандемы, лигерады и пр.).

Велосипеды для велотуризма

BMX

BMX-велосипед

BMX (от англ. Bicycle MotoCross или Bike MotoCross – велосипедный мотокросс) – это гонки и трюковые стили катания (стрит, скейт-парк, дёрт и т.д.) на BMX-велосипедах. Велосипеды для BMX имеют жёсткую и прочную раму, ригидную вилку, одну передачу, руль с характерной перекладиной (кроссбар/crossbar) и чаще всего 20-дюймовые колёса. Могут использоваться гиророторы, пеги (трубки на втулках), башгарды (защита звезды), фрикостеры (специальные втулки, чтобы не вращать педали при езде накатом назад) и т.д.

Тандем

Велосипед-тандем

Велосипед-тандем (англ. Tandem – расположение гуськом) – это велосипед для нескольких человек (обычно 2-4), сидящих друг за другом. При езде на скорости свыше 25-30 км/ч основной силой, препятствующей движению, является сопротивление воздуха. В шоссейных гонках или командном тайм-триале спортсмены часто едут «спрятавшись» от встречного потока воздуха за ведущим велогонщиком («на колесе»), т.к. это экономит до половины прикладываемых усилий. В тандеме используется тот же принцип, что позволяет ехать на нём быстрее (или с меньшими усилиями), чем на других одноместных видах велосипеда.

 

Лигерад

Лигерад

Лигерад (от нем. Liegerad – лежачий; или по англ. Rekumbent) – велосипед, на котором райдер едет в полулежачем положении. Это значительно уменьшает лобовую площадь и дает существенный выигрыш в скорости. Для сравнения: если на треке велосипедист может максимально разогнаться примерно до 80 км/ч, то рекорд скорости на лигераде в закрытом корпусе – 144 км/ч.

Электрический велосипед

Электрические велосипеды

Электрический велосипед (англ. E-Bike) – это велосипед с электрическим приводом. Движение может осуществляться как полностью за счёт электропривода, так и в режиме помощника (e-MTB, e-road bike и др.). Обычно мотор интегрируется в кареточный узел рамы, либо устанавливается так называемое мотор-колесо (мотор находится во втулке). Мотор-колесо можно поставить на велосипед любого вида, сделав его электрическим.

По российскому законодательству электровелосипеды мощностью от 250 Вт до 4 кВт считаются мопедами и для управления ими формально требуется наличие водительского удостоверения.

Возможно, вас также заинтересует:

Помимо вышеперечисленных видов велосипедов, есть и другие, некоторые довольно сложно отнести к какой-то определённой категории, а есть с довольно специфическим назначением (например, для циклобола – минифутбола на велосипедах). Но к сожалению… или к счастью, на этом мы пока остановимся 🙂

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 97

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *