Правила езды на велосипеде по ПДД и в реальной жизни, по какой стороне дороги должен ехать велосипедист, сигналы (жесты) на дороге, можно ли кататься по тротуарам и пешеходным переходам, что запрещено и какие штрафы

4.8
(22)

 

ПДД для велосипедистов в РФ более просты и менее требовательны, чем для автомобилистов, но проработаны довольно плохо. Катаясь на велосипеде, в 99% случаев вы что-нибудь нарушаете, возможно и не догадываясь об этом. Но даже, если вы полностью выполняете требования правил дорожного движения, это не гарантирует вашу безопасность.

С 2004 года я проехал на велосипеде по городу более 60000 км (+ под 200000 на автомобиле и сколько-то на скутере, правда в основном по странам Азии) и неоднократно был участником или свидетелем различного рода ДТП (к счастью, относительно лёгких). Поэтому в статье я хочу рассказать не только о правилах езды на велосипеде, но и о том, как они работают на практике, что грозит за их нарушение и как ездить, чтобы минимизировать риски причинения вреда себе или окружающим.

 

Содержание:

Правила езды в городе

Требования к велосипеду

Прежде всего определимся, что в ПДД понимается под велосипедом:

Важные моменты здесь:

  • велосипед является транспортным средством (не механическим, т.е. без двигателя) и соответственно на него распространяются требования ПДД как непосредственно к велосипедам, так и к обычным транспортным средствам. Но как только вы спешиваетесь и ведёте велосипед рядом, то становитесь пешеходом.
  • электровелосипед до 250 Вт и до 25 км/ч, несмотря на электродвигатель, тоже относится к велосипедам. Но если его мощность от 250 Вт до 4 кВт, скорость до 50 км/ч или велосипед оснащён двигателем внутреннего сгорания до 50 кубических сантиметров, то он уже относится к мопедам. А для управления мопедом формально нужно водительское удостоверение категории «М», либо любой другой категории без отметки «ML» (запрет на управление мопедом, скутером или квадроциклом).

Что касается требований к велосипеду, то в соответствии с ПДД он должен быть оснащён:

  • устройством подачи звукового сигнала
  • фонарём или фарой
  • катафотом (световозвращателем) белого цвета спереди
  • фонарём или катафотом красного цвета сзади
  • катафотами оранжевого или красного цвета с боковых сторон

Но помимо этого, если строго следовать букве правил дорожного движения, то при движении на велосипеде должен быть включен фонарь. Причём не только ночью, но и днём тоже:

Конечно же практически никто не ездит в светлое время суток с включенным фонарём. Да и зачастую на велосипеде вообще нет ни фонаря, ни катафотов, ни звукового сигнала.

С точки зрения безопасности – чем заметнее велосипедист, тем лучше. И в этом плане для езды в вечернее и ночное время очень желательны красный фонарь сзади и белый спереди, включенные в режиме стробоскопа (быстрое мигание). Только направлять луч фонаря нужно вниз, в нескольких метрах перед велосипедом, иначе он будет попросту всех слепить и может спровоцировать аварию. Катафоты, светоотражающие элементы на одежде и рюкзаке тоже очень хорошо обозначают вас на дороге в темноте.

По поводу звукового сигнала – обычный велосипедный звонок хорошо подходит только для езды по тротуару, т.к. обладает характерным звуком, который сразу же правильно ассоциируется пешеходами. Для езды по проезжей части он практически бесполезен и желательно иметь что-то более мощное, что будет слышно водителям внутри машины, например, пневматический клаксон.

Движение по проезжей части или тротуару

Согласно 24-му разделу ПДД велосипедисты старше 14 лет должны двигаться по нижеприведённым элементам дороги в порядке приоритета (если элемент отсутствует или возможности ехать по нему нет, то выбирается следующий пункт):

  1. Велосипедная, велопешеходная дорожка или полоса для велосипедистов
  2. Правый край проезжей части
  3. Обочина
  4. Тротуар или пешеходная дорожка

Для понимания о чём идёт речь:

Если с остальными элементами дороги в целом всё понятно, то что имелось в виду под «правым краем проезжей части» остаётся только догадываться, т.к. определения этого понятия в ПДД РФ нет. Зато есть горизонтальная разметка 1.2, которая «обозначает край проезжей части», из чего можно сделать вывод что сама линия и есть «край проезжей части» (т.к. слева от неё располагается полоса движения, а справа – обочина).

Но очевидно, что ехать непосредственно по самой линии сложно, небезопасно (уменьшается сцепление с дорожным покрытием, особенно в мокрую погоду), линия от этого будет стираться быстрее, да и разметка 1.2 есть далеко не везде. Поэтому видимо под краем проезжей части имелось в виду что-то другое, вероятно какая-то условная полоса проезжей части с правой стороны. Косвенно это подтверждается в пункте 18.2, где велосипедистам разрешается ездить по полосам для маршрутных транспортных средств (если над полосой не висит знак 3.1 «Въезд запрещён» или в простонародье – «Кирпич»).

Но всё равно это оставляет ряд вопросов. Где заканчивается правый край? Что такое «отсутствие возможности двигаться» по правому краю? Припаркованные машины или плохой асфальт сдвигают этот условный край левее или делают движение по нему невозможным? Ну и т.д. В общем, некоторые формулировки в ПДД весьма неоднозначны и трактовать их можно по-разному.

Так как велосипедная инфраструктура (полосы, дорожки, зоны) у нас развита очень плохо, то обычно выбор стоит только между тротуаром и проезжей частью, и на практике: лучше ехать там, где на ваш взгляд безопаснее или проще проехать.

Чисто гипотетически, сотрудники ГИБДД могут докопаться, если вы едете по тротуару, но в реальности это, наверное, может быть только в случае какого-то показательного рейда. И если вы будете это оспаривать, требовать указать в ПДД, что такое «край проезжей части» и «отсутствие возможности двигаться» по нему или обочине, то скорее всего от вас просто отстанут. В худшем случае – выпишут штраф 800 руб., но если у вас нет с собой документов (а вы не обязаны иметь их при себе), то чтобы составить протокол, нужно будет доставлять вас в отделение, а это долго и сложно из-за велосипеда, проще отпустить.

Дорожные знаки

Если вы будете ездить по проезжей части дороги, то помимо дорожных знаков, которые относятся непосредственно к велосипедистам, вам нужно будет знать и некоторые другие, чтобы понимать логику движения автомобилей. Мы рассмотрим их в очень общих чертах, не углубляясь в детали.

Знаки приоритета указывают у кого есть преимущество при проезде нерегулируемых перекрёстков (когда отсутствует или не работает светофор и нет регулировщика). Если для вас висит знак 2.1 «Главная дорога» или знаки пересечения/примыкания второстепенной дороги (2.3.1 – 2.3.7), то по ПДД у вас есть преимущество и вас должны пропускать. Если знак 2.4 “Уступите дорогу» – вам нужно пропускать тех, кто движется по главной дороге. При повороте налево, нужно пропускать тех, кто движется во встречном направлении прямо или направо (для них).

Также под знаками «Главная дорога» и «Уступите дорогу» может быть установлена табличка 8.13, показывающая траекторию главной дороги, когда та поворачивает. В этом случае по отношению к транспортным средствам, находящимся на равнозначных дорогах (главная-главная или второстепенная-второстепенная) действует так называемое правило «помеха справа» (нужно пропускать того, кто находится справа). Когда на перекрёстке нет светофоров и знаков, то тоже нужно руководствоваться правилом «помеха справа», если же это пересечение асфальтовой и грунтовой дороги, то грунтовая – всегда второстепенная.

Но на велосипеде всегда нужно быть готовым, что вас могут не пропустить, даже если по правилам у вас преимущество. И лучше пропустить «дурака», чем пострадать в аварии, будучи правым. Большинство аварий происходит именно из-за несоблюдения очерёдности проезда.

Помимо этого, есть ещё запрещающие и предписывающие знаки, назначение которых должно быть понятно из названий:

Сигналы велосипедиста на дороге

В пунктах 8.1 и 8.2 ПДД РФ описано в каких случаях и как именно подаются сигналы руками:

Применительно к велосипедистам это выглядит так:

Но в реальности всё работает несколько иначе. Чаще всего велосипедисты вообще не используют сигналы руками, а если используют, то в основном – это вытянутая в сторону левая рука для поворота налево, перестроения левее или иногда – для проезда на перекрёстке прямо. Дело в том, что даже если вы ничего не показываете, то некоторые автомобилисты едущие сзади могут посчитать, что вы собираетесь повернуть направо (особенно если на этом перекрёстке большая часть машин поворачивает). Поэтому в некоторых случаях лучше явно обозначить, что направо вам не нужно.

У меня был такой случай, когда лихой кавказский водитель на «шестёрке» при въезде на перекрёсток догнал меня, поравнялся и начал поворачивать, снося меня вправо. К счастью, обошлось без падения и после моих ругательств и невнятного мычания горе-водителя в ответ, я поехал дальше.

Вообще подобные ситуации довольно опасны и бывает заканчиваются трагически, поэтому мы разберём это подробнее немного позже в разделе про ДТП, а пока вернёмся к сигналам (жестам).

Вытягивать руку так далеко, как на картинке выше,совсем не обязательно (и нельзя это делать не глядя, иначе можно зацепить обгоняющую вас машину или другого велосипедиста). Например, можно показывать как-то так (но только по отношению к автомобилистам, потому что если вы едете в группе велосипедистов, то жесты 2 и 3 на картинке ниже могут быть истолкованы другими как какая-то опасность на дороге – яма, битое стекло и т.п.):

Главное, чтобы ваш сигнал увидели и поняли какой манёвр вы планируете совершить. Для этого перед поворотом нужно повернуть голову, убедиться, что вы находитесь в зоне видимости водителя сзади, показать рукой сигнал поворота, убрать руку на руль и приступить к повороту (или другому манёвру). При этом желательно периодически посматривать краем глаза, что происходит сзади (т.к. сигнал поворота не даёт вам преимущества, а только информирует других участников дорожного движения), но не слишком увлекаться, потому что машины спереди могут неожиданно остановиться.

Что касается других сигналов, то они практически не используются, если говорить о езде среди автомобилей. Более того, сигналы поворота когда рука согнута в локте лучше вообще не применять, т.к. их могут не понять. Они были придуманы, чтобы водитель автомобиля мог показывать все сигналы одной рукой, высунутой в окно, если на машине нет или не работают поворотники и стоп-сигналы. Но сейчас у всех всё работает и подобных жесты водители видят только в экзаменационных билетах ПДД, а потом всё благополучно забывается.

При езде в велоколонне сигналы поворотов и торможения используются, так же, как и ряд других, но в данной статье разбирать их мы не будем.

Как пересекать перекрёстки

Правила проезда перекрёстков регулируются разделом 13 ПДД, но с некоторыми нюансами в отношении велосипедов:

Разберём несколько примеров, как по правилам нужно проезжать перекрёстки.

На перекрёстках с одной полосой движения в вашем направлении вы можете ехать прямо или поворачивать в любую сторону (если это не запрещено знаком). На регулируемом перекрёстке (со светофором) при повороте налево нужно пропускать встречные транспортные средства, которые едут прямо или направо, и соответственно если вы едете прямо или направо – у вас преимущество.

Само собой, подразумевается, что везде нужно ещё пропускать пешеходов, пересекающих проезжую часть.

На нерегулируемых перекрёстках всё немного сложнее. Если висит знак «Уступите дорогу» – нужно сначала пропустить тех, кто на главной, если «Главная дорога» – порядок проезда будет такой:

Если на перекрёстке нет знаков приоритета, то преимущество имеет транспортное средство справа («Помеха справа»):

Часто перекрёстки бывают более сложные и с большим количеством полос, в таком случае поворачивать налево нельзя (кроме случаев, когда из крайней правой полосы поворот налево разрешён). А бывает даже, что из правой полосы запрещено ехать прямо, как на рисунке ниже. В таком случае по правилам нужно спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу.

Или, если с нарушением правил, то проехать.

На практике ездить по всем правилам не всегда возможно или рационально, поэтому в каких-то случаях имеет смысл от них отступать, главное не делать это бездумно и учитывать возможные последствия.


Проезд по пешеходному переходу

По правилам вы не можете ехать по пешеходному переходу, а должны спешиться и перейти проезжую часть дороги ведя велосипед рядом.

В реальной жизни большинство велосипедистов преспокойно переезжает дорогу по переходу, хотя значительная часть ДТП с участием велосипедистов происходит именно на «зебре».

Из своего опыта могу сказать, что если делать всё «правильно», то риски при переезде не больше (а может и меньше), чем при пересечении дороги пешком. Но если всё-таки произойдёт ДТП с автомобилем или пешеходом, то в этом случае вы будете виновником, поэтому если не уверены, то лучше спешиться.

Чтобы «правильно» (в моём понимании) пересечь дорогу по переходу нужно:

  • Снизить скорость (если только это не какое-то безлюдное место, которое хорошо просматривается) до сопоставимой со скоростью пешехода (в пределах 3-10 км/ч) и быть готовым в любой момент остановиться или сманеврировать;
  • При въезде убедиться, что слева и справа нет машин, либо водители вас видят и пропускают в каждой полосе (потому что бывает что машина на одной полосе вас пропускает, а на следующей – нет);
  • Не создавать помех пешеходам (хотя обычно они относятся к велосипедистам лояльно и если видят или слышат, то пропускают).

Меня один раз сбивали на переходе при переезде лет 12 назад, потому что водитель ехал вперёд не глядя (смотрел налево, чтобы там не было машин), а я не убедился, что он меня видит. И один раз чуть не сбили, когда я переходил пешком, примерно в то же время. А вообще в 99% случаев я переезжаю дорогу верхом.

По статистике количество велосипедистов сбитых при переезде пешеходного перехода (зафиксированных случаев) примерно в 2 раза больше, чем тех, кто шёл пешком и вёл велосипед рядом.

Езда без шлема

По ПДД вы не обязаны ездить в шлеме или какой-то специальной экипировке.

Нужно ли надевать шлем с точки зрения безопасности – вопрос далеко не однозначный. Полноценные исследования на эту тему не проводились, а по тем которые были, можно сделать следующие заключения:

  • В странах или провинциях, где езда в шлеме стала обязательной, соотношение числа травм головы (и летальных случаев в результате этого) к общему числу травм осталось примерно на том же уровне, что и без шлема.
  • Риск получения травмы головы при езде на велосипеде почти такой же, как при ходьбе пешком (около 2 случаев на 1000000 часов передвижения).
  • Автомобилисты ведут себя менее осторожно по отношению к велосипедистам в шлеме, возможно подсознательно считая их более профессиональными или лучше защищёнными. В 2007 году было проведено исследование, в котором выяснилось, что водители автомобилей проезжают в среднем на 8,5 см ближе к велосипедисту в шлеме, чем без. Любопытно, что в ходе эксперимента велосипедист дважды был сбит и оба раза – когда он был в шлеме.

Но в то же время, в случае удара головой, риск получения тяжёлой травмы или летального исхода в шлеме существенно снижается. Хоть и повышается сама вероятность удара, т.к. шлем увеличивает габариты, массу головы (её сложнее удержать и не удариться при падении) и может уменьшать обзор.

В общем, на мой взгляд, для обычных городских поездок (без экстрима или выполнения каких-то трюков) вполне можно обойтись и без шлема, но выбор только за вами.

Езда в состоянии алкогольного опьянения

Согласно ПДД велосипедистам (как водителям транспортных средств) запрещено ездить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Наказания непосредственно за езду в пьяном виде не предусмотрено, но в случае нарушения ПДД, это влечёт увеличение размера штрафа (1000-1500 вместо 800 руб.). Если же велосипед попадает под категорию мопедов, то управление им в состоянии опьянения грозит штрафом 30000 руб. и лишением водительского удостоверения (а в случае отсутствия права управления – арестом до 15 суток).

Правила езды для детей/подростков (до 14 лет)

Дети младше 7 лет могут ездить только в местах, предназначенных для движения пешеходов (тротуар, пешеходные дорожки и зоны). От 7 до 14 лет – дополнительно к этому могут ездить по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Также если взрослый (старше 14 лет) сопровождает велосипедиста до 14 лет или перевозит ребёнка до 7 лет, то имеет право ехать по тротуару или пешеходной дорожке.

Что запрещается

В дополнительных требованиях к велосипедистам содержатся следующие запреты:

Помимо этого, нельзя выезжать на автомагистрали (знак 5.1) и дороги для автомобилей (знак 5.3), а также ехать в зоне действия знака 3.9 («Движение на велосипедах запрещено»).


Штрафы

В отношении велосипедистов (которые не на мопедах) в случае нарушений ПДД обычно применяются статьи 12.29 и 12.30 кодекса об административных правонарушениях (КоАП):


Но штрафуют крайне редко. Я далеко не всегда езжу по правилам (хотя и делаю это по возможности безопасно), тем не менее за всё время меня ни разу даже не останавливали, правда 1 раз попытка была.

ДТП и опасные ситуации на велосипеде

Разберём несколько типичных ситуаций, которые приводят к ДТП или опасным моментам при езде на велосипеде.

  1. Самая частая причина зарегистрированных ДТП в России с участием велосипедов (да и автомобилей тоже) – несоблюдение очерёдности проезда перекрёстков. И львиная доля из них происходит по вине автомобилистов. Например, когда велосипедист едет прямо, а автомобиль со встречного направления поворачивает налево. Или когда авто выезжает из двора игнорируя требование ПДД уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней.
    Не всегда это злой умысел или незнание водителем правил. Из-за маленького размера (относительно автомобилей) велосипедисты менее заметны, особенно если плохая видимость или водителя слепит солнце. К тому же водители бывает едут «на автомате» (не задумываясь о том, что происходит на дороге, а как бы на рефлексах) и велосипедист не воспринимается как «угроза», если нет такой привычки.
    Поэтому на велосипеде очень важно быть максимально заметным на дороге (яркая одежда, фонари-стробоскопы и т.д.) и всё время быть готовым, что вас могут не пропустить, даже если по правилам у вас преимущество. Очень хорошо в некоторых случаях работает вовремя поданный громкий гудок.
  2. Часто ДТП происходят и по вине велосипедистов (проезд на красный свет, «неправильное» пересечение пешеходного перехода на большой скорости, езда в состоянии алкогольного опьянения и различные неадекватные манёвры на проезжей части). Но надеюсь, что после прочтения данной статьи, у вас с этим проблем не будет 🙂
  3. Крайне опасно ехать сбоку от транспортных средств (особенно крупных – автобусы, фуры, грузовики, маршрутки ПАЗ и т.п.), потому что водитель скорее всего вас не видит и может прижать к бордюру или наехать при повороте направо. Одна из самых частых причин смертельных случаев – именно поворот направо рядом с автобусом или грузовиком. Велосипедиста сначала притирают боком, в результате он теряет равновесие, падает, а потом его переезжают задними колёсами, т.к. при повороте у них другая траектория, чем у передних.
    Поэтому лучше всегда стараться ехать с правого края в промежутке между машинами, которые находятся левее, тогда водитель сзади вас точно видит.
  4. Довольно серьёзную опасность представляет открытие дверей автомобиля, когда вы проезжаете мимо. Происходит это редко, но всегда очень неприятно.

    Передо мной несколько раз открывали двери, но обычно мне удавалось уворачиваться. Не удалось только 1 раз, когда я объезжал припаркованную машину на «аварийке». В этот момент водитель увидел, что из здания выходит его спутница и не глядя распахнул дверь, собираясь бежать ей навстречу. Т.к. это было прямо передо мной, объехать или затормозить возможности уже не было. Я успел только убрать правую руку с руля, чтобы не разбить её о дверь, ударился плечом, зацепился правой частью руля и полетел кувырком. Удачно приземлился на рюкзак и в целом ни я, ни велосипед почти не пострадали. На машине (BMW 7 серии) с торца двери была вмятина и водитель вместо того, чтобы хотя бы извиниться (и тогда, учитывая что всё закончилось благополучно, претензий я бы в общем-то и не имел), начал «быковать».
    Если бы на тот момент я лучше владел вопросом, то просто отломал бы ему зеркало и поехал с чистой совестью дальше, но тогда я решил вызвать ГАИ, тем более подключился водитель, проезжавший за мной, которому я чуть не попал под колёса.
    Через какое-то время виновник ДТП помахал какими-то «корочками» и уехал (по закону – скрылся с места ДТП). Приехал экипаж ГАИ, составили протокол с показаниями свидетеля, меня осмотрела скорая, на которой я потом съездил в больницу и сдал анализ крови на алкоголь. Но из повреждений у меня была только небольшая ссадина на плече (которая к вечеру переросла в здоровый синяк), а у велосипеда сломано крепление для фонаря. Поэтому материального ущерба по сути не было (а если бы и был, то доказать его было бы очень сложно), вред здоровью был лёгкий (лечение менее 21 дня) и соответственно привлечь нарушителя можно было только за оставление места ДТП. Но, как я понимаю, он решил этот вопрос либо с помощью «корочки», либо с помощью денег.

    В общем, чтобы минимизировать риски «открытых дверей», желательно не ездить близко к припаркованным машинам, а держать боковой интервал около метра. Если же безопасно это сделать возможности нет – снижать скорость или стараться объезжать по тротуару.

А вообще процедура решения правовых вопросов в случае ДТП с велосипедом достаточно непростая. Все водители автомобилей в обязательном порядке имеют страховку (полис ОСАГО), покрывающую ущерб пострадавшей стороне, когда водитель стал виновником ДТП. Это материальный ущерб и лечение, в случае причинения вреда здоровью. Но чтобы получить выплату за повреждение велосипеда, у вас должны быть на него документы, а сумма, которую страховая согласится возместить, может быть сильно заниженной (особенно в случае с дорогими байками). В таком случае нужно обращаться в суд, проводить экспертизу, которая будет принята, а с этим всё очень сложно. Вот, например, подобный случай:

Велосипедист же, даже если бы захотел, получить ОСАГО не сможет. Поэтому когда он является виновником аварии, то должен возмещать ущерб сам по решению суда или по договорённости в досудебном порядке.

На этом всё, если у вас возникли какие-то вопросы или вы хотите поделиться своим опытом – напишите в комментариях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 22

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *