Какой велосипед лучше купить для езды по городу и за городом. Рекомендации по выбору велосипеда для пересечённой местности – бездорожья, леса, грунтовых дорог, городских и загородных прогулок

4.6
(59)

Обычно для езды по городу и за городом лучше всего купить горный велосипед для кросс-кантри. Но не всегда всё так однозначно и во многом зависит от ваших предпочтений, какие дороги преобладают и некоторых других факторов. Поэтому давайте разберём, на что стоит обращать внимание при выборе, расскажем о плюсах и минусах подходящих типов велосипедов и определимся, какой лучше выбрать.

 

Содержание статьи:

Амортизация – ригид, хардтейл или двухподвес

Ригид (от англ. rigid – твёрдый или жёсткий) – это велосипед с жёсткой вилкой и без заднего амортизатора.

Благодаря простоте конструкции ригиды имеют меньший вес, чем хардтейлы или двухподвесы. Также за счёт выигрыша в весе и отсутствия потерь КПД из-за амортизации, ригиды обычно более быстрые, но преимущество они имеют при езде по относительно хорошим ровным дорогам (асфальтовые, грунтовые, гравийные дороги без ям и выбоин). На бездорожье у ригидов хуже управляемость (особенно с увеличением скорости), т.к. подвеска не отрабатывает неровности дороги, и ездить на них менее комфортно, чем на велосипедах с амортизацией.

Как универсальный велосипед для езды по городу и пересечённой местности ригид в принципе использовать можно, если в основном преобладают хорошие дороги и тропинки. Но если у вас по пути будет преимущественно бездорожье и дороги с плохим покрытием, то лучше выбрать хардтейл или двухподвес.

 

Хардтейл (от англ. hard tail — жёсткий хвост)  – это велосипед без задней подвески. Обычно они имеют амортизационную вилку, но формально можно сказать что ригид – это тоже хардтейл (хотя для понимания лучше использовать термин «ригид»).

При езде по неровностям амортизационная вилка отрабатывает кочки и неровности, поэтому переднее колесо почти всегда находится в хорошем контакте с дорогой, а не перелетает ямы и не разгружается, как в случае с ригидом. Таким образом, даже на плохой дороге можно поворачивать на скорости и велосипед достаточно хорошо управляем, а езда получается более плавной и комфортной без биения руля по рукам. Также у некоторых вилок есть функция блокировки, которая позволяет на ровной дороге заблокировать амортизацию и не терять часть усилий при езде на раскачивание.

Но здесь нужно понимать, что на самых бюджетных велосипедах обычно ставятся очень плохие амортизационные вилки. Во-первых, в них может отсутствовать демпфер, который гасит колебания пружины и при езде по кочкам вилка не отрабатывает неровности, а просто раскачивается вверх-вниз. И когда амплитуда не совпадает с неровностями, то контакт с дорогой становится хуже, чем у жёсткой вилки, что грозит падением. Во-вторых, если их не обслуживать, то довольно быстро такие вилки перестают (или почти перестают) амортизировать, и вы получаете фактически ригид, только с более тяжёлой (где-то на 1-1,5 кг) вилкой.

 

Двухподвес – это велосипед с амортизацией обоих колёс.

Из-за наличия амортизационной вилки и задней подвески эти велосипеды обычно тяжелее ригидов или хардтейлов, но зато наиболее комфортны при езде по бездорожью. Качественные двухподвесы довольно дороги и используются в основном в экстремальных горных дисциплинах (эндуро, даунхилл и т.п.), но есть модели и для кросс-кантри (как на фото выше) с относительно небольшими (до 100-120 мм) ходами подвески.

Бюджетный двухподвес лучше не покупать, т.к. помимо некачественной вилки, у таких велосипедов слабая однорычажная задняя подвеска и из-за этого ресурс рамы не превышает в лучшем случае 20-25 тысяч км.

Какая нужна резина – ширина покрышки и агрессивность протектора

В зависимости от назначения, на велосипед устанавливаются соответствующие покрышки.

Упрощённая схема применения разных типов покрышек

 

Для езды по хорошим асфальтовым дорогам предназначены покрышки типа слик (от англ. slick – гладкий) или псевдослик (с небольшими водоотводящими канавками, для мокрого асфальта). Для лучшей аэродинамики и меньшего пятна контакта с дорогой такие покрышки делают узкими и используют под большим давлением (порядка 5-8 атм.). Благодаря всему этому такие шины имеют хороший «накат» (легко катятся) по асфальту, но для бездорожья не годятся, т.к. плохо цепляются за грунт, хуже держат дорогу, не амортизируют неровности, чаще пробиваются и зарываются при езде по рыхлым поверхностям (песок, гравий, грязь).

Поэтому для бездорожья используются так называемые грязевые покрышки, которые более широкие и имеют высокий агрессивный протектор. В них обычно накачивают около 1,5-2,5 атм., за счёт этого и большей ширины они имеют лучшую амортизацию и большее пятно контакта с дорогой. Соответственно они мягче, велосипед хорошо управляется даже на плохой дороге, но на асфальте имеет плохой накат, из-за того, что грунтозацепы на покрышках мешают колёсам катиться.

Существуют и универсальные модели грязевых покрышек (например, Schwalbe Smart Sam, Сontinental Race King и др.), которые благодаря специальному рисунку протектора обладают неплохим накатом на асфальтовых/грунтовых дорогах и также неплохо справляются на бездорожье.

Некая середина между сликовыми и грязевыми покрышками – полуслик. Центральная часть у них имеет минимальный протектор для хорошего наката по твёрдым трассам, а по краям расположены грунтозацепы, которые позволяют ездить по умеренному бездорожью (гравийные, грунтовые дороги и т.п.). У грязевой резины протектор тоже может быть выполнен в виде полуслика для езды на горном велосипеде преимущественно по ровным дорогам.

Чем шире покрышка, тем более низкое давление в ней можно использовать и тем большая площадь пятна контакта с дорогой. А при большой площади можно ездить по каким-то неплотным рыхлым поверхностям вроде песка, снега и т.п. Самые широкие покрышки с низким давлением (от 0,3 до 2 атм.) используются на фэтбайках (от англ. fat – толстый), что делает их своего рода вездеходами велосипедного мира, но для города это не самый удачный выбор из-за плохого наката таких колёс по асфальту и твёрдым грунтам.

В нашем случае – при выборе универсального велосипеда – имеет смысл рассматривать велосипеды либо на полусликах (если на маршруте преобладают хорошие ровные дороги), либо на грязевой резине (для «плохих» трасс).

Такие покрышки используются на разных типах велосипедов, поэтому давайте теперь разберём их плюсы и минусы.

Плюсы и минусы подходящих типов велосипедов

Горный велосипед для кросс-кантри

Как мы уже говорили в начале статьи, для города и бездорожья хорошо подходит горный велосипед для кросс-кантри. Вообще в категорию «горный» попадают совершенно разные велосипеды (для велотриала, дёрта, фрирайда, даунхилла и др.), но их разрабатывают под специфику своей дисциплины (трюки, прыжки, скоростной спуск и т.д.) и в качестве универсального байка большинство из них не годится. Кросс-кантри же – это гонки по пересечённой местности, где у велосипеда важны скорость, лёгкость, прочность и большой диапазон передаточных чисел трансмиссии (отношение самой большой передачи к самой маленькой).

Обычно это лёгкий хардтейл (реже двухподвес) на не очень агрессивной грязевой резине для твёрдых грунтов шириной 2-2,25 дюйма, с 10-30 скоростями и диапазоном 500-600% (иногда меньше). Это позволяет использовать велосипед за городом на гравийных и грунтовых дорогах, лесных тропинках и т.п., в горах или на местности с крутыми подъёмами и спусками, а также в городе.

Накат по асфальту у кросс-кантрийного велосипеда хуже, чем, например, у шоссейного, но в наших городах хорошие дороги редкость – часто много ям, разбитые трамвайные пути, отсутствие заездов на тротуар и т.д. Если же на маршруте много хороших ровных дорог, то всегда можно поставить полусликовые покрышки.

В целом, можно сказать, что кросс-кантрийник – это универсальный велосипед (в нашем случае), ориентированный больше на плохие дороги и бездорожье.

Гравийный велосипед

Гравийный велосипед (или грэвел; от англ. gravel bike) – это шоссейник, модифицированный для внедорожных условий.

По сравнению с шоссейным велосипедом у гравийника:

  • более вертикальная посадка (что комфортнее и безопаснее при езде по пересечённой местности)
  • дисковые тормоза, которые работают лучше и надёжнее ободных в условиях грязи и пыли (впрочем, сейчас и на шоссейные велосипеды в основном ставят дисковые)
  • за счёт MTB-кассеты у гравийника шире диапазон трансмиссии (350-500% вместо 300-400% у шоссейного) и больше «шаг» между передачами. Благодаря этому можно быстрее переключаться, когда резко меняются дорожные условия (например, чередуются подъёмы и спуски).
  • более широкая (32-50 мм или 1,25-2 в дюймах) и агрессивная резина (полуслики или грязевая с невысоким протектором) даёт возможность ездить по умеренному бездорожью

Конечно в плане «внедорожности» гравийник уступает кросс-кантрийному велосипеду из-за отсутствия амортизации, меньшей ширины покрышек, более низкой посадки и не такого большого диапазона трансмиссии. Но зато имеет преимущество в скорости и комфортности езды (благодаря множеству хватов руля) на асфальте и хороших грунтовых дорогах. Если у вас на маршруте будут преобладать именно такие дороги, то возможно вам лучше купить гравийный велосипед. Только нужно учитывать, что непосредственно в городе гравийник менее практичен из-за руля барана

Видео: сравнение гравийного и кросс-кантрийного велосипеда в поездке по высокогорьям в Исландии

Гибридный или фитнес-велосипед

Если не рассматривать какие-то экзотические варианты, то в принципе существует 2 разновидности велосипедов такого типа – шоссейный и MTB-гибриды. Оба относятся к городским и скорее всего это будет не самый удачный выбор в нашем случае.

MTB-гибрид

По сути это горный велосипед, на который поставили шоссейные 28-дюймовые колёса с увеличенной шириной покрышек обычно около 1,5 дюймов (~40 мм), немного опустили кареточный узел и уменьшили ход амортизационной вилки. Но преимущество шоссейного велосипеда в скорости достигается в первую очередь за счёт аэродинамической посадки и только потом уже влияние оказывают накатистость резины, жёсткость вилки, маленький вес велосипеда и прочие факторы. Так что существенного выигрыша в скорости перед горным велосипедом МТБ-гибрид не имеет, но зато в значительной степени лишается своих внедорожных качеств.

Шоссейный гибрид

Шоссейный гибрид – это шоссейник с более широкой резиной (до 42 мм вместо 18-32 мм) и прямым рулём вместо так называемого «барана» (который обеспечивает аэродинамичность посадки и удобство разных хватов руля). Т.е. на асфальте он становится значительно медленнее и некомфортнее при езде на дальние расстояния, а на бездорожье всё равно уступает горному велосипеду. У него нет амортизации, покрышки недостаточно широкие и агрессивные, низко опущенная каретка и большая звезда системы сокращают дорожный просвет. Шоссейный гибрид похож на гравийник, но с прямым рулём (что лучше для города и хуже для скорости).

Какой велосипед лучше выбрать

Итак, как мы выяснили, наиболее универсальный велосипед для города и бездорожья – кросс-кантрийный. Но если у вас будет много относительно хороших асфальтовых и грунтовых дорог, то есть смысл купить гравийник или, возможно, туринг. Если вы планируете много ездить по бездорожью, грязи, снегу, любите выезжать в походы, то для этого хорошо подходит фэтбайк. Для преимущественно городских поездок можно рассмотреть гибриды, но за городом это не лучший выбор.

Мы рассмотрели основные виды велосипедов, которые наилучшим образом подходят для езды по городу и вне его, но помимо этого есть и другие. Почитать и посмотреть обо всех них можно тут:

Напишите в комментарии какой велосипед вы выбрали и почему.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.6 / 5. Количество оценок: 59

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *