Правильно выбранное давление в шинах велосипеда позволяет ехать максимально быстро и комфортно с минимальными усилиями. В зависимости от условий (ширина покрышки, характер трассы, вес, температура и пр.) оптимальное давление может довольно сильно отличаться. В статье мы расскажем каким оно должно быть применительно к вам.
Содержание статьи:
- Единицы измерения
- Почему важно накачивать шины правильным давлением
- Что нужно учитывать при выборе давления (Ширина покрышек, Наличие/отсутствие камеры, Вес, Посадка, Характер трассы, Температура воздуха)
- Чем накачать колёса
- Калькуляторы и таблицы оптимального давления для разных типов велосипедов (Горный, Шоссейный, Гравийный, Фэтбайк)
Единицы измерения
Давление в шинах велосипеда обычно измеряют в барах, либо в psi (фунт-сила на квадратный дюйм). Бар примерно равен одной атмосфере (1 бар = 0,98692 физ. атм.), поэтому довольно часто в качестве единицы измерения используется именно «атмосфера», как более привычный и понятный термин.
Манометры (приборы, измеряющие давление) на велосипедных или автомобильных насосах обычно имеют 2 шкалы – внешнюю в psi и внутреннюю в барах, как на фото ниже:
1 бар = 14,5 psi
Какую единицу измерения выбрать – дело вкуса.
Калькулятор (bar-psi)
Почему важно накачивать шины правильным давлением
Неправильно выбранное давление в покрышках велосипеда может грозить различного рода неприятностями.
Слишком слабо накачанная покрышка:
- хуже/тяжелее катится (плохой накат)
- легче прокалывается (или камера может повредиться об обод в двух местах – так называемый «змеиный укус»)
- не защищает обод и при ударе, например, о бордюр или попадании в яму он может погнуться
- может сорваться с обода при резком повороте
- быстрее изнашивается
В свою очередь, если в покрышке слишком высокое давление, то она не амортизирует неровности. Плохо это не только тем, что ехать на велосипеде становится жёстко и некомфортно, но также ухудшением сцепления с дорогой, что чревато падением, и потерей скорости из-за вибраций. Покрышка не принимает форму рельефа дороги, а подпрыгивает на кочках и перелетает ямы. Помимо этого уменьшается площадь пятна контакта шины с дорогой и колесо может соскользнуть в повороте, особенно на неровностях или мокрой/скользкой поверхности.
Но в определённых условиях использование высокого или низкого давления в шинах может быть вполне оправданно.
Сильно накачанная покрышка имеет хороший накат по твёрдой и ровной поверхности. Поэтому если маршрут состоит из хороших ровных дорог, то имеет смысл использовать высокое давление в колёсах.
Низкое давление нужно для езды по какой-то мягкой или рыхлой поверхности (песок, снег, грязь, трава), чтобы увеличить площадь пятна контакта. За счёт этого вес распределяется по большей площади – колесо не проваливается и не вязнет в грунте.
Минимальное и максимальное давление, которое можно использовать в шине, ограничено и указывается производителем непосредственно на самой покрышке сбоку:
Накачивать колесо меньше или больше заданных значений крайне нежелательно, т.к. нет гарантий, что покрышку не сорвёт с обода в повороте или она не лопнет при съезде с бордюра. Также при использовании высокого давления нужно учитывать, чтобы его выдерживал обод (т.е. если у вас дешёвые одинарные ободья, то возможно не стоит накачивать колёса по максимуму).
Что нужно учитывать при выборе давления
Ширина покрышек
Чем шире покрышки, тем меньшее давление в них используется.
- На шоссейных велосипедах устанавливаются очень узкие шины 18-32 мм с давлением от 4 до 12 атмосфер.
- На гравийных велосипедах – колёса 32-50 мм с давлением от 2 до 6 атм.
- На горных велосипедах ставятся покрышки шириной 2-2,8 дюйма (50-70 мм) и давление – 1,5-4,5 атмосферы (а на бескамерных шинах может быть и от 1,2 атм.).
- На фэтбайках применяются самые толстые шины от 3,8 до 5 дюймов (95-125 мм) и используется давление от 0,3 до 2 атмосфер.
Наличие/отсутствие камеры
При использовании бескамерных шин (tubeless) можно использовать несколько меньшее давление, чем в клинчерных (от англ. clincher) покрышках с камерами, т.к. такие шины крепче держаться на ободе и нет риска при ударе пробить камеру об обод в виду её отсутствия.
Вес
Большое значение имеет вес – одно дело, если вы весите 60 кг и совсем другое, если 100 – разница в давлении будет порядка 20-25%. К тому же нужно учитывать полную массу, вместе с одеждой, рюкзаком и грузом, если вы что-то перевозите.
Посадка
При езде на велосипеде заднее колесо почти всегда нагружено больше, чем переднее и при накачке желательно этот момент компенсировать увеличенным давлением в заднем колесе.
При низкой аэродинамической посадке вес между колёсами распределяется почти поровну, но чтобы так ездить нужен аэробар (лежак на руле). При высокой посадке на заднее колесо приходится около 60% веса и 40% на переднее. При вертикальной посадке на заднее колесо приходится ещё больше – примерно две трети веса.
Характер трассы
При езде по хорошим асфальтовым дорогам – чем сильнее накачаны колеса, тем лучше накат. Но как только вы съезжаете на грунт, плохую дорогу или даже просто более крупнозернистый асфальт, это правило перестаёт работать и слабее накачанные шины будут ехать лучше. Схематично это выглядит следующим образом:
Красная линия показывает как меняется сопротивление качению покрышки в зависимости от давления (чем оно выше, тем меньше сопротивление, т.е. лучше накат). С потерями на вибрации всё наоборот – чем сильнее накачана покрышка, тем больше энергии тратится на демпфирование колебаний на неровностях. В идеале нужно найти такое оптимальное давление, когда суммарные потери будут минимальными. И это значение меняется в зависимости от характера трассы.
На мокрой или скользкой дороге рекомендуется немного снижать давление (на 10%), чтобы улучшить сцепление.
Температура воздуха
При уменьшении или увеличении температуры окружающей среды, воздух в колёсах велосипеда сжимается или расширяется и соответственно меняется давление.
Скажем, дома при 20 градусах вы накачали в колёса 2 бара и поехали кататься зимой в -30. На улице давление в покрышках станет уже всего 1,66, что возможно окажется ниже минимально допустимого. Или, например, сидя дома под кондиционером, вы накачали в колёса шоссейника максимально допустимые 8 атмосфер и поехали кататься по жаре. На солнце и в процессе езды/торможения шины нагреваются и изначальные 8 атм. могут превратиться во все 9.
В таблице ниже можно посмотреть как меняется давление в зависимости от температуры или рассчитать с помощью калькулятора.
Калькулятор изменения давления от температуры
Чем накачать колёса
Лучше всего всегда иметь при себе велосипедный насос и накачивать (или подкачивать, т.к. воздух постепенно стравливается) колёса им. Сами насосы бывают разные:
- Ручной насос (в данном случае без манометра). Удобно возить с собой, т.к. он компактный и лёгкий (130 г), чтобы накачать колесо в случае прокола. Но накачать можно только «на глаз» и из-за небольшого объема это занимает достаточно продолжительное время (до 5 минут). Не подходит для шоссейных велосипедов, т.к. такими насосами крайне тяжело физически накачать больше 4-5 атмосфер.
- Ручной насос высокого давления (этот до 20 атмосфер). Используется для накачки воздушных вилок и амортизаторов, а также в случае необходимости можно накачать колесо, но займёт это очень много времени из-за совсем маленького объёма воздушной камеры насоса.
- Напольный насос для шоссейного велосипеда (до 11 атм.). Хороший вариант для использования дома, позволяет быстро накачать колесо, но качественный насос стоит денег.
- Ножной насос (формально до 7 атм., но в реальности не более 4-5). Удобно накачивать колёса дома, т.к. это делается ногой и занимает всего около минуты.
- Портативный электрический компрессор (до 10 атм.). Накачивает сам и довольно быстро, но возить с собой не очень рационально, т.к. весит он около 450 г. Из минусов: нужно заряжать и цена.
В идеале желательно иметь маленький ручной насос, чтобы брать его с собой в поездки и какой-нибудь более мощный насос для дома.
Калькуляторы и таблицы оптимального давления
Ниже мы приводим рекомендуемые значения давления для разных типов велосипедов, их можно брать для себя как отправную точку и при необходимости корректировать в зависимости от своих предпочтений и условий.
В таблицах в расчёт брались велосипеды на клинчерных покрышках с камерами (самый распространённый вариант на любительском уровне), с «усреднёнными» для своей категории показателями в сухую погоду. При использовании в дождливую погоду рекомендуется снижать эти значения на 10%. На бескамерных шинах давление может быть немного ниже. На идеально ровных асфальтовых дорогах можно использовать давление близкое к максимальному для конкретной покрышки (только здесь нужно учитывать что при этом накат улучшится не очень значительно, а если на трассе будут какие-то неровности, то потери скорости на них могут превышать это улучшение). В графе «Вес» – вес велосипедиста и экипировки без байка.
В калькуляторах в поле «Общий вес» – вес велосипедиста, экипировки и велосипеда вместе.
Горный
Калькулятор для MTB
Горный велосипед на пересечённой местности:
Шоссейный
Калькулятор для шоссейного велосипеда
Шоссейный велосипед на сухом асфальте:
Гравийный
Калькулятор для гравийного велосипеда
Гравийный велосипед на хороших грунтовых дорогах и трейлах:
Фэтбайк
Калькулятор для Фэтбайка
Фэтбайк на пересечённой местности и на рыхлом снеге/песке:
Возможно, вам также будет интересно:
- Полный калькулятор трансмиссии велосипеда (диапазон, шаг кассеты, скорость, передаточные числа)
- Как подготовить велосипед к хранению и правильно хранить
- Настройка правильной велосипедной посадки самостоятельно по шагам
- Какие ключи нужны для велосипеда (в поездках и дома)
Если у вас возникли какие-то вопросы, то напишите их в комментариях.
Добрый день. Видел в магазинах продаются балончики CO2 для колес ,весят мало, можно хоть в кармане возить. Что скажите, может взять такой?
Здравствуйте.
Баллончики с CO2 не очень практичны для обычного катания. Если участвовать в каких-то соревнованиях по МТБ или триатлону, то по сравнению с насосом конечно удобнее возить с собой баллончик, который компактный, мало весит и очень быстро накачивает колесо. Но у них есть и минусы, особенно критичные для любительского катания, поэтому в статье я их даже не рассматривал.
Одного баллона хватает только на одно колесо, а стоит он от 300 рублей и выше (по крайней мере стандартный велосипедный). А если случится второй прокол, то нужен будет ещё один баллон. Например, у меня пару раз было, что в покрышке застревал осколок стекла или кусочек проволоки, который было сложно нащупать из-за того, что на снятой покрышке он был вровень с поверхностью резины. Я ставил новую камеру, накачивал колесо, ехал и оно снова спускало, т.к. камера под давлением прижималась к покрышке, покрышка под моим весом прогибалась внутрь, оголяя осколок и камера прокалывалась. С насосом и заплатками такая ситуация неприятна, но решаема, а баллончика на 2 полноценные накачки не хватит. Также насосом можно подкачать снятую камеру, чтобы найти прокол или чтобы было удобнее устанавливать.
Ну и с баллончиками есть свои тонкости. Нужно понимать какого веса баллон должен быть на покрышку какого размера. Если адаптер накручивается на ниппель, то в процессе накачки углекислый газ выходит очень быстро и сильно всё охлаждает. До такой степени, что золотник ниппеля может примерзнуть к адаптеру и выкрутиться вместе с ним, тогда колесо сразу спустится. А если адаптер не накручивается, то можно случайно стравить воздух из баллончика не накачав колесо. В общем, с баллонами всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Ещё из плюсов баллончиков – при использовании бескамерных шин может быть сложно забортировать покрышку обычным маломощным насосом, т.к. её край должен «вщёлкнуться» под давлением воздуха в паз на ободе. Баллончик же (чем больше, тем лучше) быстро создаёт достаточное давление и поставить бескамерку с ним проще.