Какое давление должно быть в шинах велосипеда, сколько атмосфер правильно качать в колёса горного, шоссейного, гравийного велосипеда или фэтбайка, таблицы и калькуляторы оптимального давления в покрышках

4.7
(64)

 

Правильно выбранное давление в шинах велосипеда позволяет ехать максимально быстро и комфортно с минимальными усилиями. В зависимости от условий (ширина покрышки, характер трассы, вес, температура и пр.) оптимальное давление может довольно сильно отличаться. В статье мы расскажем каким оно должно быть применительно к вам.

 

Содержание статьи:

Единицы измерения

Давление в шинах велосипеда обычно измеряют в барах, либо в psi (фунт-сила на квадратный дюйм). Бар примерно равен одной атмосфере (1 бар = 0,98692 физ. атм.), поэтому довольно часто в качестве единицы измерения используется именно «атмосфера», как более привычный и понятный термин.

Манометры (приборы, измеряющие давление) на велосипедных или автомобильных насосах обычно имеют 2 шкалы – внешнюю в psi и внутреннюю в барах, как на фото ниже:

1 бар = 14,5 psi

Какую единицу измерения выбрать – дело вкуса.

Калькулятор (bar-psi)




Почему важно накачивать шины правильным давлением

Неправильно выбранное давление в покрышках велосипеда может грозить различного рода неприятностями.

Слишком слабо накачанная покрышка:

  • хуже/тяжелее катится (плохой накат)
  • легче прокалывается (или камера может повредиться об обод в двух местах – так называемый «змеиный укус»)
  • не защищает обод и при ударе, например, о бордюр или попадании в яму он может погнуться
  • может сорваться с обода при резком повороте
  • быстрее изнашивается

В свою очередь, если в покрышке слишком высокое давление, то она не амортизирует неровности. Плохо это не только тем, что ехать на велосипеде становится жёстко и некомфортно, но также ухудшением сцепления с дорогой, что чревато падением, и потерей скорости из-за вибраций. Покрышка не принимает форму рельефа дороги, а подпрыгивает на кочках и перелетает ямы. Помимо этого уменьшается площадь пятна контакта шины с дорогой и колесо может соскользнуть в повороте, особенно на неровностях или мокрой/скользкой поверхности.

Но в определённых условиях использование высокого или низкого давления в шинах может быть вполне оправданно.

Сильно накачанная покрышка имеет хороший накат по твёрдой и ровной поверхности. Поэтому если маршрут состоит из хороших ровных дорог, то имеет смысл использовать высокое давление в колёсах.

Низкое давление нужно для езды по какой-то мягкой или рыхлой поверхности (песок, снег, грязь, трава), чтобы увеличить площадь пятна контакта. За счёт этого вес распределяется по большей площади – колесо не проваливается и не вязнет в грунте.

Минимальное и максимальное давление, которое можно использовать в шине, ограничено и указывается производителем непосредственно на самой покрышке сбоку:

Накачивать колесо меньше или больше заданных значений крайне нежелательно, т.к. нет гарантий, что покрышку не сорвёт с обода в повороте или она не лопнет при съезде с бордюра. Также при использовании высокого давления нужно учитывать, чтобы его выдерживал обод (т.е. если у вас дешёвые одинарные ободья, то возможно не стоит накачивать колёса по максимуму).

Что нужно учитывать при выборе давления

Ширина покрышек

Чем шире покрышки, тем меньшее давление в них используется.

  • На шоссейных велосипедах устанавливаются очень узкие шины 18-32 мм с давлением от 4 до 12 атмосфер.
  • На гравийных велосипедах – колёса 32-50 мм с давлением от 2 до 6 атм.
  • На горных велосипедах ставятся покрышки шириной 2-2,8 дюйма (50-70 мм) и давление – 1,5-4,5 атмосферы (а на бескамерных шинах может быть и от 1,2 атм.).
  • На фэтбайках применяются самые толстые шины от 3,8 до 5 дюймов (95-125 мм) и используется давление от 0,3 до 2 атмосфер.

Наличие/отсутствие камеры

При использовании бескамерных шин (tubeless) можно использовать несколько меньшее давление, чем в клинчерных (от англ. clincher) покрышках с камерами, т.к. такие шины крепче держаться на ободе и нет риска при ударе пробить камеру об обод в виду её отсутствия.

Вес

Большое значение имеет вес – одно дело, если вы весите 60 кг и совсем другое, если 100 – разница в давлении будет порядка 20-25%. К тому же нужно учитывать полную массу, вместе с одеждой, рюкзаком и грузом, если вы что-то перевозите.

Посадка

При езде на велосипеде заднее колесо почти всегда нагружено больше, чем переднее и при накачке желательно этот момент компенсировать увеличенным давлением в заднем колесе.

При низкой аэродинамической посадке вес между колёсами распределяется почти поровну, но чтобы так ездить нужен аэробар (лежак на руле). При высокой посадке на заднее колесо приходится около 60% веса и 40% на переднее. При вертикальной посадке на заднее колесо приходится ещё больше – примерно две трети веса.

Характер трассы

При езде по хорошим асфальтовым дорогам – чем сильнее накачаны колеса, тем лучше накат. Но как только вы съезжаете на грунт, плохую дорогу или даже просто более крупнозернистый асфальт, это правило перестаёт работать и слабее накачанные шины будут ехать лучше. Схематично это выглядит следующим образом:

Красная линия показывает как меняется сопротивление качению покрышки в зависимости от давления (чем оно выше, тем меньше сопротивление, т.е. лучше накат). С потерями на вибрации всё наоборот – чем сильнее накачана покрышка, тем больше энергии тратится на демпфирование колебаний на неровностях. В идеале нужно найти такое оптимальное давление, когда суммарные потери будут минимальными. И это значение меняется в зависимости от характера трассы.

На мокрой или скользкой дороге рекомендуется немного снижать давление (на 10%), чтобы улучшить сцепление.

Температура воздуха

При уменьшении или увеличении температуры окружающей среды, воздух в колёсах велосипеда сжимается или расширяется и соответственно меняется давление.

Скажем, дома при 20 градусах вы накачали в колёса 2 бара и поехали кататься зимой в -30. На улице давление в покрышках станет уже всего 1,66, что возможно окажется ниже минимально допустимого. Или, например, сидя дома под кондиционером, вы накачали в колёса шоссейника максимально допустимые 8 атмосфер и поехали кататься по жаре. На солнце и в процессе езды/торможения шины нагреваются и изначальные 8 атм. могут превратиться во все 9.

В таблице ниже можно посмотреть как меняется давление в зависимости от температуры или рассчитать с помощью калькулятора.

Калькулятор изменения давления от температуры







Чем накачать колёса

Лучше всего всегда иметь при себе велосипедный насос и накачивать (или подкачивать, т.к. воздух постепенно стравливается) колёса им. Сами насосы бывают разные:

  1. Ручной насос (в данном случае без манометра). Удобно возить с собой, т.к. он компактный и лёгкий (130 г), чтобы накачать колесо в случае прокола. Но накачать можно только «на глаз» и из-за небольшого объема это занимает достаточно продолжительное время (до 5 минут). Не подходит для шоссейных велосипедов, т.к. такими насосами крайне тяжело физически накачать больше 4-5 атмосфер.
  2. Ручной насос высокого давления (этот до 20 атмосфер). Используется для накачки воздушных вилок и амортизаторов, а также в случае необходимости можно накачать колесо, но займёт это очень много времени из-за совсем маленького объёма воздушной камеры насоса.
  3. Напольный насос для шоссейного велосипеда (до 11 атм.). Хороший вариант для использования дома, позволяет быстро накачать колесо, но качественный насос стоит денег.
  4. Ножной насос (формально до 7 атм., но в реальности не более 4-5). Удобно накачивать колёса дома, т.к. это делается ногой и занимает всего около минуты.
  5. Портативный электрический компрессор (до 10 атм.). Накачивает сам и довольно быстро, но возить с собой не очень рационально, т.к. весит он около 450 г. Из минусов: нужно заряжать и цена.

В идеале желательно иметь маленький ручной насос, чтобы брать его с собой в поездки и какой-нибудь более мощный насос для дома.

Калькуляторы и таблицы оптимального давления

Ниже мы приводим рекомендуемые значения давления для разных типов велосипедов, их можно брать для себя как отправную точку и при необходимости корректировать в зависимости от своих предпочтений и условий.

В таблицах в расчёт брались велосипеды на клинчерных покрышках с камерами (самый распространённый вариант на любительском уровне), с «усреднёнными» для своей категории показателями в сухую погоду. При использовании в дождливую погоду рекомендуется снижать эти значения на 10%. На бескамерных шинах давление может быть немного ниже. На идеально ровных асфальтовых дорогах можно использовать давление близкое к максимальному для конкретной покрышки (только здесь нужно учитывать что при этом накат улучшится не очень значительно, а если на трассе будут какие-то неровности, то потери скорости на них могут превышать это улучшение). В графе «Вес» – вес велосипедиста и экипировки без байка.
В калькуляторах в поле «Общий вес» – вес велосипедиста, экипировки и велосипеда вместе.

Горный

Калькулятор для MTB













Горный велосипед на пересечённой местности:

Шоссейный

Калькулятор для шоссейного велосипеда











Шоссейный велосипед на сухом асфальте:

Гравийный

Калькулятор для гравийного велосипеда











Гравийный велосипед на хороших грунтовых дорогах и трейлах:

Фэтбайк

Калькулятор для Фэтбайка











Фэтбайк на пересечённой местности и на рыхлом снеге/песке:

 

Возможно, вам также будет интересно:

 

Если у вас возникли какие-то вопросы, то напишите их в комментариях.
 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 64

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Комментарии 2

  • Добрый день. Видел в магазинах продаются балончики CO2 для колес ,весят мало, можно хоть в кармане возить. Что скажите, может взять такой?

    • Здравствуйте.
      Баллончики с CO2 не очень практичны для обычного катания. Если участвовать в каких-то соревнованиях по МТБ или триатлону, то по сравнению с насосом конечно удобнее возить с собой баллончик, который компактный, мало весит и очень быстро накачивает колесо. Но у них есть и минусы, особенно критичные для любительского катания, поэтому в статье я их даже не рассматривал.
      Одного баллона хватает только на одно колесо, а стоит он от 300 рублей и выше (по крайней мере стандартный велосипедный). А если случится второй прокол, то нужен будет ещё один баллон. Например, у меня пару раз было, что в покрышке застревал осколок стекла или кусочек проволоки, который было сложно нащупать из-за того, что на снятой покрышке он был вровень с поверхностью резины. Я ставил новую камеру, накачивал колесо, ехал и оно снова спускало, т.к. камера под давлением прижималась к покрышке, покрышка под моим весом прогибалась внутрь, оголяя осколок и камера прокалывалась. С насосом и заплатками такая ситуация неприятна, но решаема, а баллончика на 2 полноценные накачки не хватит. Также насосом можно подкачать снятую камеру, чтобы найти прокол или чтобы было удобнее устанавливать.
      Ну и с баллончиками есть свои тонкости. Нужно понимать какого веса баллон должен быть на покрышку какого размера. Если адаптер накручивается на ниппель, то в процессе накачки углекислый газ выходит очень быстро и сильно всё охлаждает. До такой степени, что золотник ниппеля может примерзнуть к адаптеру и выкрутиться вместе с ним, тогда колесо сразу спустится. А если адаптер не накручивается, то можно случайно стравить воздух из баллончика не накачав колесо. В общем, с баллонами всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
      Ещё из плюсов баллончиков – при использовании бескамерных шин может быть сложно забортировать покрышку обычным маломощным насосом, т.к. её край должен «вщёлкнуться» под давлением воздуха в паз на ободе. Баллончик же (чем больше, тем лучше) быстро создаёт достаточное давление и поставить бескамерку с ним проще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *