Как узнать мощность велосипедиста без измерителей и датчиков – калькуляторы и приложение-секундомер

4.8
(28)

 

Мощность велосипедиста определяет его максимальную и крейсерскую (на которой можно ехать продолжительное время) скорость. Например, на шоссейной многодневной велогонке «Тур де Франс» спортсмены выдают мощность около 300-400 Вт, что позволяет им проезжать гонку со средней скоростью более 40 км/ч. А спринтеры в тайм-триале могут кратковременно выдавать более 1500 Вт и разгоняться до 70-80 км/ч. Сравнить себя с профессиональными спортсменами всегда интересно.

Для того, чтобы узнать собственную мощность без использования измерителей или датчиков, проще всего воспользоваться Калькулятором мощности (введя вес, скорость езды на велосипеде, процент уклона дороги и другие параметры), либо есть другой, не самый очевидный способ – рассчитать мощность с помощью калькуляторов ниже, зная свой вес и скорость подъёма пешком по лестнице.

 

Мощность велосипедиста

Мощность велосипедиста – это количество усилий (механической работы), прикладываемых при педалировании, за единицу времени (1 секунду).

Измеряется она в ваттах. Например, вы за 1 секунду поднимете груз массой 50 кг на высоту 1 метр. Тогда в течение этой секунды выдаваемая вами мощность будет равна 490 Вт (50 кг * 9,8 м/с²). Или поднимаясь по лестнице, вы перемещаете свой вес на какую-то высоту за определённое время, что даёт возможность рассчитать вашу среднюю мощность.

Аналогично (только более сложным образом – с помощью датчиков в каких-то деталях велосипеда, измеряющих нагрузку) вычисляются усилия при езде на велосипеде. Правда поставить на велосипед измеритель мощности – удовольствие довольно недешёвое (несколько сот долларов) и на любительском уровне делать это обычно нецелесообразно. Но понимать хотя бы примерно какую мощность вы можете выдавать может быть довольно любопытно и полезно.

Также можно примерно определить мощность при езде на велосипеде без использования датчиков, зная скорость, вес и некоторые другие параметры (скорость ветра, угол наклона трассы, сопротивление качению колёс и др.). Подробнее об этом будет в разделе Калькулятор мощности.

Наибольший интерес для велосипедиста представляют 2 момента:

  1. FTP (функциональная пороговая мощность)
  2. Максимальная (или пиковая) мощность

1. FTP – это максимальная мощность, которую велосипедист может выдавать в течение часа.

Зависит FTP от того, где находится ПАНО (Порог АНаэробного Обмена), который показывает уровень нагрузки, при котором происходит переход от аэробного (преимущественно с использованием кислорода) получения энергии к анаэробному (в основном без кислорода). При превышении ПАНО и анаэробной нагрузке в мышцах начинает накапливаться (не успевает выводиться) молочная кислота, что в конечном итоге приведёт к необходимости существенно снизить усилия и какое-то время восстанавливаться. Если же не превышать ПАНО, то с такой нагрузкой можно ехать часами и в некоторых случаях даже сутками.

С помощью тренировок свой функциональный порог можно повысить. Например, если говорить о приблизительных цифрах, то у обычного человека (хотя бы немного занимающегося спортом) FTP находится где-то около 150 Вт, при очень хорошей физической подготовке ~ 200-250 Вт, у профессиональных спортсменов может превышать 300 или даже 350 Вт.

Но 300Вт для спортсмена весом 60 кг и 80 кг – не одно и то же, поэтому помимо абсолютной, существует понятие удельной мощности (отношение мощности к массе; Вт/кг). Для 60 кг она будет равна 5 Вт/кг, для 80 – 3,75 Вт/кг. При подъёме в гору велосипедист с большей удельной мощностью будет иметь преимущество, в то время как на плоской дороге большее значение для скорости имеет абсолютная мощность.

Что касается цифр, то примерно можно ориентироваться на следующие значения:

  • 1,5 Вт/кг – люди, далёкие от спорта
  • 2-3 Вт/кг – обычные велолюбители
  • 3-5 Вт/кг – серьёзно занимающиеся велолюбители
  • 5-6,5 Вт/кг – профессиональные спортсмены

Для определения примерного уровня FTP с помощью подъёма по лестнице лучше выбрать как можно большую продолжительность пути (желательно не менее 8 этажей – 9-этажный дом). Найдите такую скорость подъёма, при которой вы сможете подниматься долгое время без одышки и очень высокого пульса.

2. Узнать свою максимальную мощность интересно само по себе, но помимо этого позволяет определить ожидаемую максимальную скорость на разных типах велосипедов (ссылка ниже) и понять свою спортивную специализацию (спринтер или стайер). Последнее обусловлено физиологически преобладанием в мышцах волокон определённого типа.

Для спринтеров характерна большая максимальная мощность (~1000-2000 Вт) на небольшом временном отрезке (около 10 секунд) и при этом точка ПАНО может находиться на уровне любителя. У стайеров же всё наоборот и максимальная мощность даже у спортсменов мирового уровня обычно не превышает 1000 Вт.

Для определения своей максимальной мощности с помощью подъёма по лестнице измерения нужно проводить при подъёме на небольшое количество этажей (2-2,5) и желательно перед этим хорошо размяться.

Как мощность велосипедиста влияет на скорость, чем отличаются спринтеры и стайеры и всё остальное, связанное со скоростью, мы рассматривали здесь.

Калькулятор мощности

Введите в поля калькулятора указанные параметры и он рассчитает мощность, которая для этого необходима. Внизу есть пояснения, что означает тот или иной параметр и на какие значения можно ориентироваться.

велосипедист с экипировкой + велосипед

Road: 10-50 Вт, Gravel: 20-80 Вт, MTB: 20-90 Вт, Fatbike: 40-110 Вт

процент подъема (+) или спуска (-) дороги

при встречном ветре (+), при попутном (-)

высокая посадка: 0,6-0,7 м², низкая: 0,5-0,65 м², аэродинамическая: 0,35-0,5 м²

обычно от 0,7 до 1,1

Сопротивление качению колёс зависит от покрытия дороги (трек, асфальт, грунт, песок и т.д.), покрышки (протектор, состав резины, наличие камеры, давление, ширина) и общего веса. Можно найти тесты с определением сопротивления качению разных моделей покрышек (например, здесь), для использования в калькуляторе их нужно умножить на 2 (для двух колёс). В зависимости от веса и покрытия они могут быть немного ниже или выше. Например, увеличение веса на 10 кг прибавляет к общему сопротивлению около 1-3 Вт.

В калькуляторе примерно можно ориентироваться на такие значения (общие потери на сопротивление для двух колёс, в зависимости от веса, модели покрышки и покрытия):

  • Шоссейный велосипед (Road): 10-50 Вт,
  • Гравийный (Gravel): 20-80 Вт,
  • Горный (MTB): 20-90 Вт,
  • Фэтбайк (Fatbike): 40-110 Вт.

Процент уклона дороги соответствует дорожным указателям и показывает перепад высот на расстоянии 100 метров. Например, 12% – означает, что через 100 метров высота будет выше на 12 метров. Соответственно, если вы будете спускаться с этого подъёма, то в калькуляторе нужно будет указывать отрицательное значение (в данном случае -12).

Площадь лобового сечения в большей степени зависит от размеров райдера и посадки. Примерно можно ориентироваться, что при высокой посадке площадь будет около 0,6-0,7

Коэффициент аэродинамического сопротивления определяется с помощью компьютерного моделирования, либо в аэродинамической трубе. Чем он меньше, тем ниже лобовое сопротивление и меньшую мощность требуется выдавать при езде, особенно на большой скорости (выше 25-30 км/ч), когда значение аэродинамики выходит на первый план. На коэффициент сопротивления влияют обтекаемость элементов велосипеда, его геометрия (высота посадки), форма шлема, использование аэробара, материал велоформы, бритьё рук/ног и т.д.

Обычно коэффициент аэродинамического сопротивления велосипедиста находится где-то в диапазоне 0,7-1,1 (в среднем можно взять 0,9), у профессиональных ТТ-гонщиков с использованием аэробара, аэрошлема (шлем для гонок особой каплевидной формы), идеально выставленной посадкой – от 0,6.

Лестничный калькулятор подъёма

Для этого калькулятора нужно точно измерить с помощью линейки или рулетки высоту одной ступени и ввести количество ступеней и маршей. Марш – это единый кусок лестницы со ступенями между двумя площадками, т.е. 1 этаж – это обычно 2 марша.




Этажей: 5

Высота подъёма: 14.04 м



Приложение-секундомер

В приложении вам нужно ввести высоту 1 этажа (можно измерить высоту ступени и посчитать их количество), количество этажей, на которые вы собираетесь подняться (например, с 1-го на 3-й этаж = 2 этажа; шаг – 0,5 этажа) и свой вес. После чего нажимайте кнопку СТАРТ, начинайте подъём и в конце нажмите кнопку СТОП.

Если в процессе подъёма количество этажей изменится, можно будет внести изменение после нажатия кнопки СТОП. Также в приложении в любое время (кроме отсчёта секундомера) доступна галочка «Только подъём», при её нажатии от вашего результата отнимается время перехода от одного марша к другому (в среднем около 1 секунды на каждом переходе) и мощность считается исходя только из чистого времени подъёма, что даёт более точный результат. Для повторного использования приложения нужно обновить страницу.

Будьте аккуратны, постарайтесь при этом не споткнуться или не выронить телефон.



Высота подъёма: 24.00 м


00:00.0

Возможно, вам также будет интересно:

Калькулятор расхода калорий при езде на велосипеде

Полный калькулятор трансмиссии велосипеда

Калькуляторы правильного давления в колёсах (для разных типов велосипедов)

Классификация МТБ-переключателей Shimano

Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания или вы хотите поделиться своими результатами, напишите в комментариях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 28

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *