Средняя скорость езды на велосипеде, с какой скоростью едет обычный человек или велогонщик по трассе, треку, городу

4.8
(55)

Средняя скорость езды на велосипеде – примерно 20-25 км/ч, но в зависимости от велосипеда, условий и физической подготовки она может очень сильно различаться. Например, если на городском велосипеде обычно едут 12-18 км/ч, то профессиональные спортсмены в гонке на велотреке дистанцию 4 км проезжают со скоростью около 60 км/ч, а на лигераде – более 90 км/ч!

 

Содержание статьи:


Средняя скорость в разных дисциплинах

 

В разных спортивных дисциплинах скорость довольно сильно различается. Возьмём для примера профессиональных велогонщиков из некоторых дисциплин:

  • В гонках кросс-кантри по пересечённой местности средняя скорость обычно составляет около 20-25 км/ч.
  • В даунхилле, где нужно максимально быстро спуститься по очень сложной трассе со всевозможными камнями, корневыми секциями и т.п. – 30-35 км/ч.
  • В триатлоне, где нужно сначала проплыть около 4 км, потом проехать на велосипеде 180 км и пробежать 42 км, скорость на велоэтапе около 40 км/ч.
  • По трассе в многодневных шоссейных гонках Гранд-туров (Тур де Франс, Джиро д’Италия, Вуэльта Испании) средняя скорость около 40 км/ч на дистанции в несколько тысяч километров. В часовой же гонке рекорд – 55 км/ч.
  • В тайм-триале в командной гонке преследования на 4 км едут более 60 км/ч.
  • На треке в рекордном заезде на дистанции 200 метров с ходу средняя скорость составила 79 км/ч.

Но не всегда корректно рассматривать среднюю скорость как таковую. Ведь если ехать никуда не торопясь, то она будет ниже, чем могла бы. Или в городе она будет меньше на 30-50% из-за остановок на светофорах, плотного трафика и т.д. Поэтому в некоторых случаях под средней мы будем понимать крейсерскую скорость.

Крейсерская скорость – это максимальная скорость, на которой можно двигаться продолжительное время

Если говорить о любительском катании, то конечно без подготовки скорость будет существенно ниже, чем у спортсменов. К тому же на неё влияет тип и уровень велосипеда. На городском велосипеде средняя скорость обычно примерно 12-18 км/ч, на горном 20-25 км/ч, на шоссейном – 25-30. Но может быть как ниже, так и выше, в зависимости от физической формы, велосипеда или направления ветра. Ветер может очень сильно помогать или мешать движению. Например, по своему личному опыту могу сказать что при крейсерской скорости в безветренную погоду 25-27 км/ч на горном кросс-кантрийном велосипеде при сильном встречном ветре я еду около 14 км/ч, а при попутном – 30-35.

Вообще, сопротивление воздуха – это основной фактор, ограничивающий скорость езды на велосипеде. При увеличении скорости в 2 раза, аэродинамическое сопротивление возрастает в 4, а прикладываемые усилия – до 8 раз!

Как сильно скорость зависит от мощности велосипедиста

 

Усилия, затрачиваемые велосипедистом при езде, принято измерять в Ваттах (Вт) в виде показателя мощности.

Для понимания: 735,5 Вт равняется 1 метрической лошадиной силе (л.с.). Это эквивалентно, если вы за 1 секунду поднимете груз массой 75 кг на высоту 1 метр.

А теперь представьте, что вам нужно поднимать по 75 кг на 1 метр каждую секунду в течение, например, минуты. Выдавать мощность как раз около 1 л.с. (на шоссейном велосипеде ∼ 750 Вт, на горном ∼ 850 Вт) требуется, чтобы ехать на велосипеде со скоростью 50 км/ч!

Но нужно оговориться, что это при высокой посадке, а если улучшить аэродинамику, то можно очень значительно сократить необходимую мощность. Например, для тех же 50 км/ч на шоссейном велосипеде с низкой посадкой уже нужна будет мощность около 550 Вт, а если взять «разделочный» велосипед (для гонок с раздельным стартом или TT – Time Trial) с руками на аэробаре (лежак на руле) и в аэрошлеме – около 400 Вт.

Шоссейный велосипед и ТТ

Но и 400 Вт очень серьезная нагрузка для человеческого организма, которую даже хорошо тренированный спортсмен сможет выдавать только несколько минут. Если взять примерные показатели мощности шоссейных велогонщиков высокого (но не элитного) уровня в зависимости от времени, то будут примерно такие результаты:

  • несколько часов – 280-300 Вт (38-40 км/ч),
  • 10-20 минут – 380-420 Вт (43-45 км/ч),
  • 1 минута – 500-600 Вт (48-52 км/ч),
  • 10 секунд – 800-900 Вт (57-60 км/ч).

И в то же время велогонщики-спринтеры могут на длинной дистанции показывать уровень любителя, а кратковременно (до 10 сек.) выдавать мощность до 1800-2000 Вт (около 80 км/ч на гоночном трековом велосипеде)!

Чтобы понять, почему так сильно отличаются показатели в зависимости от специализации (стайер – выносливый человек или спринтер – бегун, гонщик на короткие дистанции) и так резко сокращается время после превышения «критического порога» мощности, нужно подробнее остановиться на некоторых физиологических особенностях организма. Дело в том, что мышцы состоят из 3-х типов волокон, у каждого из которых своё назначение. Для простоты будем условно называть их 1-й, 2-й и 3-й тип.

  • 1-й тип мышечных волокон (медленные окислительные или красные) предназначен для длительных, не слишком напряжённых нагрузок и отвечает за выносливость. Эти волокна относительно медленно сокращаются, зато не утомляются и могут работать часами и даже сутками практически на одном уровне. Энергию они получают из жиров (предпочтительно) и углеводов, но процесс расщепления жиров более медленный и для «сжигания» необходимо большое количество кислорода. Упражнения, направленные на работу этого типа волокон ещё называют аэробными (от слова «аэро» – воздух). Запасов жира в организме достаточно много (в норме от 8 до 22% от массы тела, у спортсменов 5-12%; у женщин значения выше) и хватает до 5 суток непрерывной работы.

Волокна 1-го типа обеспечивает поддержание крейсерской скорости на велосипеде в течение нескольких часов. Если же нагрузка возрастает, кислорода становится недостаточно, а энергии требуется больше – подключается 2-й тип волокон.

  • Волокна 2-го типа (быстрые окислительно-гликолитические или промежуточные) быстрее сокращаются, более сильные и могут работать без кислорода (анаэробно) – на внутренних запасах углеводов в виде гликогена. Но время работы волокон этого типа ограничено двумя факторами. Во-первых, запасами углеводов в организме, которых, в зависимости от интенсивности нагрузки, хватает от 20-40 до 60-90 минут. Во-вторых, при бескислородном расщеплении гликогена, в мышцах образуется побочный продукт – молочная кислота.

До определенного момента (ПАНО – Порог АНаэробного Обмена) кислота успевает выводиться, но при слишком большой интенсивности её вырабатывается чересчур много и она начинает накапливаться в мышцах. Большое содержание молочной кислоты приводит к усталости, ощущению жжения и даже отказу мышц. При максимальной нагрузке этих волокон через 2-3 минуты наступает отказ мышц, а при минимальной через 60-90 минут заканчиваются углеводы (на соревнованиях чтобы увеличить этот лимит и пополнить запас углеводов спортсмены используют энергетические напитки и гели).

Точка ПАНО имеет большое значение, потому что до её прохождения велосипедист может ехать часами примерно на одном уровне, а после – время резко сокращается. Но в командной велогонке можно «схитрить»: первый спортсмен в группе едет с превышением уровня ПАНО, а те, кто двигаются за ним, прикладывают значительно меньше усилий при той же скорости, т.к. «спрятаны» от встречного потока воздуха. Когда первый велосипедист устаёт, он уступает своё место следующему, уходит назад и едет тратя меньше усилий и восстанавливая нормальный уровень молочной кислоты. Двигаясь таким образом группа может показывать среднюю скорость на 3-5 км/ч выше, чем одиночный велосипедист и на профессиональном уровне это колоссальное преимущество.

По сути, крейсерскую скорость определяют 3 момента: аэродинамика (посадка, обтекаемость и т.д.), велосипед (вес, покрышки, давление в них, потери на трение в узлах и т.д.) и на каком уровне мощности находится точка ПАНО. С помощью тренировок на выносливость можно существенно повысить анаэробный порог. Например, у любителей уровень ПАНО обычно достигается при выдаваемой мощности 150-200 Вт, а у профессиональных спортсменов высокого уровня – около 300 Вт. Даже примерно зная свой уровень, можно понять на какую скорость можно рассчитывать на том или ином велосипеде.

  • 3-й тип мышечных волокон (быстрые гликолитические или белые) включается в «экстренном» случае, когда 1-го и 2-го типа недостаточно и нужны сверхусилия. Это самые крупные и сильные волокна, но энергетических запасов в них хватает всего на 10-12 секунд работы в максимальном режиме и после этого требуется несколько минут отдыха для восполнения запасов. 3-й тип полноценно задействуется, например, в пауэрлифтинге, когда нужно поднять максимальный вес, в беге на спринтерские дистанции (до 400 метров) или в велосипедном спринте.

Соотношение типов волокон в мышцах заложено генетически и обычно это примерно 50% медленных (1-го типа) и 50% быстрых (2-го и 3-го). Но в некоторых случаях преобладание быстрых или медленных волокон может быть до 80-90% и это ключевым образом влияет на специализацию: у ярко выраженного спринтера больше быстрых волокон, у стайера (бегун или гонщик на длинные дистанции) – медленных. Именно поэтому спринтер может кратковременно развить мощность под 2 кВт, а стайер часами ехать со средней скоростью 35-40 км/ч.

Как сильно влияет аэродинамика

 

На графике ниже можно посмотреть какая примерно мощность требуется для достижения той или иной скорости на горном и шоссейном (при низкой посадке) велосипедах.

График скорости в зависимости от мощности для шоссейного и горного велосипедов

В зависимости от покрышек, веса, покрытия дороги и множества других факторов значения могут несколько отличаться.

Т.к. мощность, которую может развить человек ограничена и как-то существенно её повысить не представляется возможным, то для увеличения скорости самым эффективным средством остаётся улучшение аэродинамических свойств. Чем выше скорость, тем большее значение приобретают на первый взгляд незначительные моменты. Например, только на материале, из которого сшита велоформа, можно выиграть до 30 Вт мощности, а это разница в 1-1,5 км/ч. На скорость начинает влиять форма шлема, рамы, колёс, спиц и даже бритые ли у велосипедиста ноги!

Очень большую роль для аэродинамики играет посадка. На графике ниже видно, что если на скорости 30 км/ч разница в мощности между высокой посадкой и аэродинамической всего 75 Вт, то на 40 км/ч уже 180 Вт, а на 50 км/ч – 350 Вт!

График скорость-мощность в зависимости от посадки

Существуют и более радикальные способы в борьбе за аэродинамику – лежачие велосипеды (лигерады или рикамбенты). Есть как открытые варианты, так и закрытые с использованием обтекателей, но ни те, ни другие не признаются Международным Союзом Велосипедистов (UCI  – франц. Union Cycliste Internationale), т.к. их конструкция отличается от стандартной. Соответственно и рекорды скорости на лигерадах являются неофициальными.

Лигерады – открытый и в закрытом корпусе

Для стандартного велосипеда средняя скорость в часовом рекорде езды (максимальное расстояние за 1 час) составляет 56 км/ч, а для лигерада в закрытом корпусе – более 90 км/ч! Такая огромная разница обеспечивается за счёт уменьшения лобового сопротивления. Например, если для 100 км/ч на обычном шоссейном велосипеде потребовались бы фантастические 4000 Вт мощности, то на лигераде, в полностью закрытом обтекаемом корпусе, нужно в 15(!) раз меньше – всего около 260 Вт! И хоть лёжа гонщик не может развить такую же мощность, как в вертикальном положении на классическом велосипеде, но улучшение аэродинамических свойств всё равно даёт колоссальный выигрыш в скорости.

Мировые рекорды скорости

 

Если говорить об относительно «честных» рекордах – на велосипеде стандартной конструкции и без посторонней помощи (признанных UCI) – то можно привести такие примеры:

  • В гите (индивидуальная гонка на велотреке) на 200 метров с ходу лучшее время 9,099 секунды, при средней скорости 79,13 км/ч (Михаил Яковлев, 2022 г).
  • В командной гонке преследования на 4 километра лучший результат в 2021 году показала сборная Италии, проехав дистанцию за 3 мин. 42 сек. – 64,86 км/ч.
  • В часовой гонке официальный рекорд по версии UCI составляет 56,792 км (Филиппо Ганна, 2022 г).
  • В велогонке Вуэльта Испании наивысшую среднюю скорость среди участников выдал Анхель Касеро в 2001 году. Она составила 42,53 км/ч в течение 23 дней (21 этап) на дистанции почти 3 тысячи километров.
  • В Тур де Франс лучшую среднюю скорость показал в 2022 году Йонас Вингегор – 42,106 км/ч. Гонка состояла из 21 этапа протяжённостью 3349,8 км.

 

Среди не очень «честных» рекордов, отметим следующие:

» Рекорд на лигераде в закрытом корпусе составляет 144 км/ч (2016 г)

» Рекорд на спуске по горному склону на доработанном велосипеде – 227,72 км/ч (Эрик Барон, 2017 г)

» Самая высокая скорость, развитая человеком на велосипеде (за автомобилем, чтобы снизить сопротивление воздуха) – 296 км/ч (Денис Мюллер-Коренек, 2018 г)

 

Расскажите в комментариях на чём вы ездите и как быстро.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 55

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *