
Содержание
Калькулятор совместимости велосипедных компонентов (Shimano, SRAM)
Выберите компоненты трансмиссии, которые хотите установить на велосипед, и калькулятор покажет совместимы ли они.
Результаты проверки калькулятором не являются официально подтверждёнными и рекомендованными компаниями-производителями, он только сравнивает насколько компоненты соответствуют друг другу по техническим параметрам (сдвиг тросика, рычажность, шаг, ёмкость, величина звёзд кассеты).
Возможно вас также заинтересует:
Калькулятор трансмиссии велосипеда (скорость, передаточные числа, диапазон…)
Таблица совместимости компонентов
В таблице указаны значения параметров, которые используются в калькуляторе и влияют на совместимость компонентов трансмиссии – сдвиг тросика манеткой/шифтером (Shifter Cable Pull), рычажность заднего переключателя (Derailleur Ratio) и шаг кассеты (Sprocket Pitch).
Бренд | Скорости | Направление | Сдвиг троса | Рычаж-ть | Шаг кассеты |
---|---|---|---|---|---|
Shimano | 6 | MTB, Road | 3.2 | 1.72 | 5.5 |
Shimano | 7 | MTB, Road | 2.9 | 1.72 | 5.0 |
Shimano | 8 | MTB, Road | 2.8 | 1.72 | 4.8 |
Shimano | 9 | MTB, Road | 2.5 | 1.72 | 4.35 |
Shimano | 10 | MTB | 3.5 | 1.12 | 3.95 |
Shimano | 11 | MTB | 3.4 | 1.12 | 3.75 |
Shimano | 12 | MTB | 3.2 | 1.12 | 3.55 |
Shimano | 9, 10, 11 | MTB (LG/CUES) | 3.55 | 1.12 | 4.05 |
Shimano | 10 | Road | 2.3 | 1.72 | 3.95 |
Shimano | 10 | Road (4700), Gravel | 2.65 | 1.5 | 3.95 |
Shimano | 11 | Road, Gravel | 2.5 | 1.5 | 3.75 |
SRAM | 7 | MTB | 4.5 | 1.12 | 5.0 |
SRAM | 8 | MTB | 4.3 | 1.12 | 4.8 |
SRAM | 9 | MTB | 3.9 | 1.12 | 4.35 |
SRAM | 10 | MTB, Road | 3 | 1.35 | 4.05 |
SRAM | 11 | MTB | 3.5 | 1.12 | 3.95 |
SRAM | 11 | Road, Gravel | 2.9 | 1.35 | 3.95 |
SRAM | 12 | MTB, Road | 3.25 | 1.12 | 3.65 |
Почему некоторые значения расходятся с цифрами в интернете?
В интернете можно найти много различной информации со значениями сдвига тросика, рычажности и шага кассет. Но они не всегда корректны по ряду причин:
- Во-первых, точно измерить эти значения обычными приборами (линейка или штангенциркуль) крайне сложно. Погрешность легко может оказаться в несколько десятых миллиметра на каждом шаге или сдвиге тросика, что уже критично.
- Во-вторых неизвестно кто, как именно и с помощью каких приборов производил эти измерения. Часто эти значения со временем корректируются и в разных источниках могут отличаться друг от друга.
- Ну а в-третьих, значения меняются неравномерно, особенно крайние сдвиги тросика манеткой.
Например, мы хотим измерить сдвиг тросика у 11-скоростной манетки Shimano Deore. На первый взгляд кажется логичным и более точным, если измерить сдвиг тросика между первой и последней передачей и просто поделить это значение на количество переключений – 10. Но проблема в том, что на первой и последней передаче сдвиг тросика обычно значительно больше средних значений и более правильно эти аномальные цифры откинуть.
Это скриншот из видео со значениями измерений с канала Booth’s Bike Projects, где автор производит более точные измерения с помощью специально сконструированных для этого приборов:
Здесь видно, что средние значения (без крайних) сдвига тросика равны ~3.4 мм, хотя обычно указывается, что сдвиг тросика у 11-скоростных МТБ-манеток Shimano равен 3,6 мм. Вероятно из-за того, что брался весь диапазон сдвига и измерения проводились менее точным образом.
И это не единичный случай, когда в некоторых источниках указываются не вполне корректные данные. Поэтому в таблице и калькуляторе используются значения, которые я на данный момент считаю наиболее корректными на основе достоверных источников измерений, различных расчётов и сопоставления данных, которые мне удалось найти. Тем не менее, не все значения получили достаточного подтверждения и возможно будут ещё корректироваться по мере поступления новой информации.
Если у вас есть какая-то интересная информация по этой теме, в том числе на иностранных ресурсах, можно прислать её в комментариях или через форму обратной связи во вкладке Контакты.
Как пользоваться калькулятором (инструкция)
Калькулятор состоит из 4-х блоков (Система, Задний переключатель, Манетка и Кассета), между которыми рисуются линии, показывающие совместимость, в зависимости от выбранных компонентов. Зелёная линия и галочка показывает, что компоненты совместимы между собой, красная и крестик – что нет. Сам блок окрашивается зелёным цветом, если с ним совместимы все связанные компоненты, красным – если все связанные компоненты несовместимы и серым – если часть совместима, а часть нет.
Под блоками описываются параметры, которые влияют на совместимость и также отмечается цветом, соответствуют ли компоненты друг другу и если нет, то красным выделяется в чём проблема. Например, на скриншоте ниже (в мобильной версии расположение блоков немного отличается) показано, что ёмкости, которую может обработать переключатель недостаточно, чтобы обработать общую ёмкость трансмиссии (системы + кассеты). Если же в данном случае система будет 1x или 2x с разницей передних звёзд 10T, то ёмкости переключателя хватит и все блоки будут зелёными.
Также проверяется, чтобы расчётный шаг соответствовал шагу кассеты. В качестве условно допустимой погрешности взята цифра 3,3%. Если погрешность будет больше – появится ошибка, т.к. это может привести к критическому несоответствию на некоторых передачах между рамкой и звёздами кассеты.
Также считается теоретическое расхождение между звездой кассеты и направляющим цепь роликом при максимально возможном количестве переключения. Например, в нашем случае указывается погрешность 0,27 мм. Это значит, что если мы настроили переключатель по 1-й звезде кассеты, то при переключении на 10-ю, он будет сдвинут на ~0.27 мм относительно неё. Что не страшно, т.к. это теоретически, и к тому же очень мало. А если настроить по средней – 5-й или 6-й звезде, то максимальной смещение будет вообще только ~0,15 мм (0,3*5).
Помимо этого калькулятор проверяет, чтобы выбранная кассета подходила под указанный для переключателя диапазон минимальной и максимальной звёзд в кассете, с которой он может работать. Правда не всегда производитель указывает реальный диапазон, с которым может работать переключатель, а ограничивается своими существующими моделями кассет, которые для него рекомендуются. В калькуляторе указан либо официально заявленный диапазон, либо тот, про который точно известно, что он рабочий.
В последней строчке проверяется, чтобы количество скоростей манетки соответствовало количеству скоростей кассеты. Иногда можно закрыть на это глаза (если другие параметры соответствуют), например, если вы хотите поставить манетку более высокого уровня, но с большим количеством скоростей. Тогда просто вы не будете пользоваться лишним щелчком, который не будет происходить, если правильно настроить ограничители крайних передач.
Как работает переключение передач на велосипеде
При щелчке манетки с помощью внутреннего механизма происходит натяжение или ослабление тросика переключения передач. Другой конец тросика прикреплён к заднему переключателю и его перемещение сдвигает рамку и направляющий цепь ролик относительно звёзд кассеты, в результате чего и происходит переключение.
Расстояние, на которое манетка сдвигает тросик, и расстояние, на которое смещается рамка, обычно не равны друг другу (даже если заявляется, что отношение 1:1) и зависят от так называемой рычажности переключателя. Например, у 6-скоростных трансмиссий Shimano сдвиг тросика равен ~3,2 мм, а смещение рамки (шаг) происходит на ~5,5 мм. Исходя из этого можно найти рычажность переключателя:
5,5 мм / 3,2 мм = 1,72
Или, зная сдвиг тросика манетки и рычажность переключателя, можно посчитать на какое расстояние сместится рамка:
3,2 мм * 1,72 = 5,5 мм
Если это расстояние равно шагу кассеты (расстояние между соседними звёздами), то при переключении рамка будет находиться в нужном положении – точно напротив соответствующей звёзды. Но если смещение значительно отличается от шага, то переключение будет плохим и компоненты не будут совместимы.
*Однако на совместимость компонентов трансмиссии влияет ещё 2 момента, которые нужно учитывать:
- Ёмкость переключателя (указывается в характеристиках) должна покрывать общую ёмкость трансмиссии. Например, на велосипеде стоит система из 3-х передних звёзд 42/34/24Т и кассета 11-34Т. Тогда общая ёмкость трансмиссии будет (42 — 24) + (34 — 11) = 41Т и ёмкость переключателя должна быть такая же или большая, иначе какие-то передачи не будут доступны.
- Переключатели рассчитаны на работу со звёздами кассеты определённого размера (также указывается в характеристиках). Поэтому если взять, например, шоссейный переключатель рассчитанный на кассету с маленькой звездой 11-14Т и большой 25-30Т и поставить его с МТБ-кассетой 11-42Т, то закидывать цепь на более низкие передачи он не сможет и вообще под нагрузкой это может привести к поломке трансмиссии.
Если у вас возникли какие-то вопросы, вы не нашли своего переключателя, кассеты или вы просто можете поделиться своими соображениями и личным опытом по работающим комбинациям компонентов, то пишите в комментариях.
Спасибо за детальный и полезный материал.
Замечание. У меня работает комбо манетка deore 6000 10sp + переклюк rd 5100 11sp + 11-46 10sp кассета. В калькуляторе оно нерабочее
Хочу проверить m5100 11sp манетку + rd6000 + 11-42 11 sp кассета
rd 6000 мне зашел. А кассету 11-42 можно найти высших серий
Спасибо
Да, для переключателей Shinano RD-M5100/6100/7100/8100 заявлено, что они работают только с кассетами 10-51T или 11-51T, поэтому калькулятор показывает несовместимость по кассете, если она меньше 51 зуба. На самом деле с этими переключателями можно использовать кассеты 11-46T или даже 11-42T, но тогда длина цепи должна измеряться не так, как обычно. С 11-51T нужно добавлять 5-6 звеньев (когда цепь на передней звезде и большой сзади), а если кассета 11-46Т, то где-то 8-9 звеньев, если 11-42Т, то 10-11 звеньев. Из-за этого оставил как заявлено официально – 51Т.
Манетка M5100 11s, кассета Shimano 11-42Т 11s и переключатель RD-M6000-GS (но не SGS, он другой) должны работать без проблем. 6000-GS сделан на основе 8000-го XT.
Здравствуйте!
Есть ли информация по ходу троса шифтеров ltwoo gr9?
Здравствуйте!
Встречал информацию, что 2,8 мм, но не знаю насколько это верно.
Скорее всего не вполне верно, потому что на канале love.bike есть видео, где манетка и переключатель LTWOO GR9 работают с шимановской 11-скоростной кассетой. А рычажность у GR9 такая же (или очень близкая), как у переключателей Shimano GRX. Поэтому по идее сдвиг тросика должен быть такой же (или близкий), как у 11-скоростных шоссейных и гравийных шифтеров Shimano, т.е. около 2,5 мм.
Возможно 2,8 получилось из-за того, что измеряли весь диапазон с крайними переключениями, а они обычно завышены.
to Velobotan
Спасибо! Тоже встречал видео в которых grx используют с дуалами ltwoo gr9 на шимановской кассете, но на практике столкнулся с трудностями при попытке подружить шимано и lwoo. А информации о ходе тросика переключателя LTWOO GR9 найти не смог.
А какого рода возникли трудности? И какая кассета и переключатель стоят?
Вот в этом видео меняли переключатель GR9 на Shimano GRX (правда с кассетой ZTTO, но вроде там должен быть такой же шаг, как у Шимано)
https://rutube.ru/video/8d14b41dd6ab916e9f3898b2eae4f8ed/
А здесь 11-скоростная кассета Deore работала с шифтером и переключателем L-TWOO
https://youtu.be/J7tYnf4UbPs
Если у GR9 и 11-скоростной дорожной Шимано совпадает рычажность переключателей и шаг кассеты, то и сдвиг тросика должен совпадать. Может из-за чего-то другого не получается настроить