Как правильно хранить велосипед зимой в квартире, на балконе, в холодном гараже или сарае, как подготовить к хранению – на личном опыте

4.7
(19)

 

Основная опасность при хранении велосипеда зимой – коррозия, если внутри каких-то элементов оказалась вода. Она может остаться там после сезона, либо если велосипед хранится неправильным образом. Поэтому мы разберём как подготовить и где можно хранить велосипед в зимнее время, чтобы весной не пришлось что-либо ремонтировать.

 

Содержание статьи:

  1. Как подготовить велосипед к хранению: Мойка, Вилка, Рулевая колонка, Втулки, Тормоза, Цепь, Переключатели, Каретка, Педали, Покрышки, Другие советы
  2. Как правильно хранить велосипед зимой:

Как подготовить велосипед к хранению

Конец сезона – прекрасный повод для проведения технического обслуживания велосипеда. Можно без спешки найти/заказать/отремонтировать запчасти, если обнаружатся какие-то неисправности. Велосипед будет храниться зимой не подвергаясь каким-то негативным воздействиям (например, если в вилку или втулку попала вода). И весной в любой момент можно будет просто сесть на него и поехать, зная что он обслужен и настроен.

Как именно подготовить велосипед к хранению зависит от его уровня и того, как часто и в каких условиях вы катаетесь. При большом пробеге или езде в агрессивных условиях (дождливая погода, грязь, песок и т.п.) лучше провести обслуживание по максимуму. Если же вы катались редко и в сухую погоду, то можно не перебирать всё и где-то ограничиться только внешним осмотром.

Также здесь нужно учитывать уровень велосипеда. На бюджетные байки ставятся самые дешёвые комплектующие (каретки, втулки на насыпных подшипниках, без пыльников, иногда с браком или повреждениями при неаккуратной сборке) и если за этим не следить, то всё это быстро изнашивается и ломается. Дорогие велосипеды лучше хорошо и вовремя обслуживать, т.к. это сказывается на эффективности их работы и в случае поломки, ремонт может вылиться в круглую сумму. Условный средний уровень обычно имеет достаточно качественные и защищённые комплектующие и при умеренных условиях эксплуатации какие-то элементы можно перебирать раз в 2-3 года, чтобы только обновить старую смазку.

Разберём подробно что и как нужно делать, чтобы подготовить велосипед к хранению зимой (или как ещё иногда называют – консервации).

Мойка

Прежде всего нужно помыть велосипед. Делать это лучше всего с помощью тряпки или влажных салфеток. Использовать мойку высокого давления нежелательно (особенно с применением активной пены и других автомобильных средств), т.к. при этом вода или «химия» может попадать в различные полости и вымывать смазку или приводить к появлению коррозии каких-то элементов в процессе хранения. Но если велосипед очень грязный, то можно аккуратно смыть грязь водой с покрышек, рамы и цепи.

Вилка

Если у вас ригидная (жёсткая) вилка, то этот пункт можно пропустить. Что касается амортизационной вилки, то, пожалуй, главным её недостатком является необходимость в достаточно частом обслуживании (разборка, чистка, замена износившихся элементов, смазка).

Минимальное ТО (чистка и смазка так называемых штанов и ног вилки) рекомендуется делать раз в 50 часов езды (примерно 1000 км), полное ТО – через 200 часов или раз в год. Но это критично для дорогих масляных и воздушных вилок, в случае с более простыми пружинно-эластомерными, можно обойтись минимальным ТО раз в год или даже реже, если велосипед не используется в дождливую погоду.

Рулевая колонка

Рулевая колонка обеспечивает вращение вилки в рулевом стакане рамы и состоит из чашек, подшипников и упорных колец сверху и снизу от стакана. Желательно разбирать её, очищать и смазывать раз в год, ну или хотя бы раз в несколько лет, если велосипед эксплуатируется в «лайтовых» условиях.

Втулки

Чаще всего в велосипедных втулках используются насыпные подшипники. Дешёвые втулки очень плохо защищены от попадания воды и грязи и их желательно перебирать, чистить и смазывать минимум раз в год или после каких-то экстремальных «покатушек». Более дорогие в этом плане обычно конструктивно практичнее, защищаются пыльниками (могут даже быть на закрытых промышленных подшипниках) и их можно перебирать раз в несколько лет, если у втулки нет люфтов или она не заедает и хорошо крутится. Но в любом случае смазка со временем теряет свои свойства и требует замены.

Тормоза

Для механических тормозов (с тросиком) рекомендуется, чтобы пружины при хранении были в ослабленном состоянии, но на самом деле если их не ослаблять, то ничего страшного за зиму не произойдёт. По крайней мере если вы не планируете хранить велосипед при экстремально низких температурах (тогда в теории есть небольшая вероятность, что пружины могут лопнуть). В таком случае, ну или для собственного спокойствия можно отсоединить тросик и ослабить пружины.

Для  гидравлических тормозов нужно учитывать, что со временем в тормозной системе накапливается влага. В качестве тормозной жидкости для велосипедов применяется либо минеральное масло (Mineral Oil), либо жидкость класса DOT (обычно DOT 4). На самом тормозе пишется какой тип жидкости в нём используется.

DOT (кроме DOT 5) поглощает влагу и примерно за 1,5 года содержание воды в жидкости достигает условного порога (3,7%), когда жидкость начинает считаться «влажной». При этом падает температура закипания жидкости (например, у DOT 4 с 230°С до 155°С и со временем падает ещё ниже, но уже менее интенсивно). Плохо это тем, что при очень активном торможении, калипер может сильно нагреться, жидкость закипит и тормоза перестанут работать (ручка будет проваливаться).

На практике, чтобы нагреть тормоз до 130-150°С нужно на достаточно крутом затяжном спуске держать ручку тормоза зажатой на протяжении нескольких километров. Т.е. «вскипятить» оба тормоза обычному велосипедисту довольно сложно и актуально это скорее для даунхилла, шоссейных гонок в горах или если вы ездите по серпантинам.

Считается, что скорость накопления воды – в среднем 2-3% от объёма тормозной жидкости в год, но зависит от влажности климата.

В общем, при езде в горах желательно менять тормозную жидкость раз в год (или весной перед началом сезона и ездить полтора года). При преобладании равнинной местности – раз в 2-5 лет, т.к. хоть закипание в этом случае и не актуально, но DOT со временем всё равно теряет свои свойства, ручка тормоза становится более мягкой («ватной»), а сама жидкость достаточно агрессивная и внутри системы могут скапливаться продукты износа.

Минеральное масло же влагу не впитывает, поэтому вода, со временем попадающая в систему, скапливается в калипере (т.к. она тяжелее масла). Это значит, что температура закипания у неё будет 100°С, а если вы ездите зимой, то вода будет замерзать и поршень в калипере может плохо работать. Зато минеральное масло не теряет своих характеристик со временем, не агрессивно и имеет хорошие смазывающие свойства. На одном из своих велосипедов (который не использовался зимой или в горах) я не менял масло больше 10 лет и тормоза отлично работают до сих пор. Но при более экстремальных условиях, желательно менять минеральное масло раз в 1-2 года.

Цепь

Цепь нужно будет почистить и смазать. Для очистки проще всего снять её и прополоскать в бутылке с растворителем или спиртом.

Переключатели

Желательно разбирать рамку заднего переключателя, протирать и смазывать втулки роликов хотя бы раз в 2-3 года.

Так же, как и с механическими тормозами, рекомендуется чтобы пружины переключателей при хранении были ослаблены, поэтому можно сбросить передачи на самые маленькие звёзды спереди и сзади. Но если вы этого не сделаете, ничего страшного не случится.

Каретка

Через технологические отверстия и подседельную трубу рамы в кареточный узел может попадать вода и грязь, что негативно сказывается на продолжительности «жизни» каретки. Особенно актуально это для самых бюджетных кареток на насыпных подшипниках и их нужно чистить и смазывать хотя бы раз в год (и лучше впоследствии заменить на каретку-картридж).

Если на велосипеде стоит каретка-картридж, то в ней используются закрытые промподшипники, которые защищены гораздо лучше. Считается, что каретка-картридж неразборна и обычно её не обслуживают, а просто меняют на новую, когда с ней начинаются проблемы (появляется люфт или плохо вращается вал). На самом деле при желании её всё-таки можно разбирать и смазывать подшипники, но насколько это оправдано – вопрос спорный. При умеренных условиях эксплуатации каретка-картридж вполне может проработать 5-10 лет без обслуживания.

Педали

Как часто обслуживать педали зависит от их уровня, а точнее от конструкции и степени защищённости подшипников. Самые бюджетные обычно не имеют пыльников и если вы ездили в мокрую погоду, то грязь с водой попадают внутрь и вымывают смазку. Соответственно при хранении велосипеда за зиму подшипники могут заржаветь или грязь высохнет и такие педали будут плохо вращаться. Но если педали более качественные, внутрь не попадала вода, у них нет люфтов и они хорошо вращаются, то можно проездить не перебирая их много лет.

Покрышки

Рекомендуется снизить давление в колёсах до 1,5-2 атмосфер и можно обработать резину каким-нибудь защитным составом (например, силиконовой смазкой), который будет препятствовать контакту поверхности с атмосферой и таким образом продлит срок «жизни» покрышки. Но из своего опыта могу сказать, что на это больше влияет качество покрышки и хорошая резина не теряет своих свойств практически при любых условиях хранения и эксплуатации, а плохая испортится достаточно быстро, даже если за ней ухаживать. У меня были и покрышки, которые портились за сезон, и которые целы после 10 сезонов, а резина не утратила своих качеств, хотя я их ничем не обрабатывал и хранились они и при -25°С, и при +40°С, что считается для резины вредным.

Если на велосипеде установлены бескамерные шины, то желательно слить герметик.

Другие советы

Также нужно подкрасить сколы (если вы их обнаружили), можно смазать резиновые детали (грипсы, пыльники) силиконом, проверить, что в рубашках переключения передач нет грязи и тросики хорошо скользят.

Если велосипед будет храниться при минусовой температуре, то лучше снять электрические приборы (велокомпьютер, фонари) или вынуть батарейки. Для велокомпьютера желательно записать общий пробег, чтобы эти данные можно было восстановить, если за зиму сядет батарейка.

Во время хранения рекомендуется снизить давление на детали из карбона, если они есть (ослабить хомут подседельной трубы, болты выноса руля и т.п.).

На двухподвесах нужно проверить подшипники задней подвески и заменить их (если они вышли из строя). Чтобы продлить срок их службы, можно аккуратно снять пыльник с помощью иголки и обновить смазку.

Как правильно хранить велосипед зимой

В квартире

Хранение велосипеда зимой в квартире (или отапливаемом помещении) самый лучший вариант, т.к. в ней тепло и сухо, но не всегда есть возможность поставить байк так, чтобы он не мешал. Для экономии места можно ослабить вынос и повернуть руль на 90°, открутить педали или же снять колёса, вынуть подседельный штырь и разместить велосипед, например, на шкафу. При этом хорошо бы его чем-то накрыть, чтобы он не пылился.

Также существуют всевозможные крюки (кронштейны) на стену или потолок, на которые можно подвесить велосипед за колесо или раму.

На застеклённом (неотапливаемом) балконе

Застеклённый балкон тоже довольно неплохо подходит для хранения велосипеда. Желательно только чем-то его накрыть, чтобы защитить от пыли и солнечных лучей, т.к. это может привести к выцветанию краски и вредно сказаться на элементах из резины из-за колебаний температуры. Также считается что для резины вредны очень низкие отрицательный температуры (примерно ниже -20-30°С, зависит от состава).

Из личного опыта могу сказать, что несколько зим (при температуре до -30°С) хранил велосипед на неотапливаемом балконе и единственное, что с ним произошло – немного выцвела наклейка на ободе (со стороны, где на неё попадали солнечные лучи, да и то скорее всего это произошло летом).

На открытом балконе (на улице)

Улица или открытый балкон – очень плохой вариант для хранения, т.к. внутрь элементов может попадать влага в виде осадков или конденсата, металлические поверхности будут подвергаться коррозии, а при перепадах температуры вода внутри будет замерзать и снова таять. Таким образом за зиму многие элементы могут заржаветь, а где-то даже вспучиться краска. Но если других вариантов нет, то нужно по возможности герметично закрыть велосипед от атмосферных воздействий. Например, поместить в рукав парниковой плёнки (желательно непрозрачной, т.к. прозрачная пропускает ультрафиолет) и заклеить скотчем.

В холодном гараже (сарае)

Холодный неотапливаемый гараж или сарай тоже не лучший вариант из-за повышенной влажности и образования конденсата. Здесь, так же, как и в случае с балконом, можно защитить велосипед плёнкой, но если делать это при большой влажности воздуха, внутри образуется конденсат.

В подъезде (в общем коридоре или лестничной клетке)

С точки зрения технической сохранности, отапливаемый подъезд хорошо подходит для хранения велосипеда зимой. Но здесь есть риск, что велосипед могут украсть, т.к. противоугонные замки очень легко взламываются, а тросовые перекусываются даже обычными плоскогубцами. Помимо этого теоретически есть некоторая вероятность получить штраф по статье 20.4 ч.1 КоАП РФ (Нарушение требований пожарной безопасности) от 5 до 15 тысяч рублей.

В сервисе по хранению велосипедов

Существуют сервисы сезонного хранения, в которых можно оставить велосипед (или заказать доставку) на зиму за 3-5 тысяч рублей. В специализированных магазинах в эту сумму даже может входить техническое обслуживание. Сам я такими услугами не пользовался, поэтому что-то рекомендовать не могу.

 

На этом всё, надеюсь что статья была полезной.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 19

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *