Shimano CUES – это новый групсет, представленный в начале 2023 года. По задумке он заменит все групсеты Shimano начального и среднего уровня на горных, электрических, туристических и в перспективе, возможно, шоссейных велосипедах. В нём унифицирована совместимость компонентов трансмиссии, упрощено и улучшено переключение передач, он дешевле и долговечнее (правда здесь речь идёт только о кассете) заменяемых групсетов.
Но действительно ли CUES так хорош и насколько оправдана шумиха вокруг него?
Спустя достаточное время после его появления, мы можем разобраться в этом более детально, опираясь не только на теорию, но и на практический опыт.
- Комплексный обзор (Описание, Серия U4000, U6000, U8000, Концепция)
- Плюсы и минусы (Упрощение, Унифицированность, Переключение, Износостойкость, Кратко)
- Отзывы
Комплексный обзор
Описание
CUES – это групсет (группа компонентов) компании Shimano, построенный на технологии LinkGlide (особая форма звёзд кассеты для переключения передач под нагрузкой).
В первую очередь это актуально для электровелосипедов, где переключение может происходить с повышенной нагрузкой на трансмиссию из-за тяги электромотора. А также для начинающих велосипедистов, у которых не выработалась привычка ослаблять давление на педали при переключении, как это нужно делать на кассетах HyperGlide (HG). Но, помимо этого, переключение на кассетах LinkGlide (LG) ощущается более мягким и плавным, благодаря чему сам процесс кажется проще и комфортнее.
Технология LinkGlide уже тестировалась Shimano с 2021 года на обособленных сериях Deore M5130 и Deore XT M8130, поэтому сама идея не нова. Но CUES ориентирован больше на начальный и средний уровень велосипедов (и не ограничивается только MTB), чтобы сделать технологию более доступной, дешёвой и массовой. Вероятно, таким образом Shimano планирует захватить бюджетный сегмент рынка, который приносит компаниям больше всего прибыли. Для профессионального велоспорта CUES не очень подходит из-за немного более медленного переключения передач на кассетах LG, по сравнению с HG.
CUES довольно универсальный в плане выбора трансмиссии (количество скоростей, диапазон, величина звёзд) групсет, который может использоваться на горных, туристических, городских и электрических велосипедах. Он состоит из трёх, отличающихся по уровню серий, которые мы сейчас и разберём.
Серия U4000
На самом деле на смену начальному блоку MTB-групсетов Altus-Acera-Alivio пришёл не весь CUES целиком, а только серия U4000. Это хорошо видно по уровню её компонентов.
Тормозная система из таких же компонентов как Alivio: тормозные ручки BL-MT200/201, калиперы BR-MT200, роторы SM-RT30 от 160 до 203 мм. Похожие по качеству манетки, у которых немного отличается функционал: у Alivio мультизаброс на 3 звезды, у CUES только на 2, но в SL-U4010-9R добавлена функция «2-Way Release» – можно сбрасывать передачи нажатием рычажка и вперёд, и назад. Уровень задних переключателей по ресурсу немного похуже – у RD-U3020 как у Altus, RD-U3020 и RD-U4020 аналогичны Acera. Но зато у них у всех более современный дизайн.
Впрочем, есть и улучшения: в CUES добавлены втулки не только под эксцентрик, но и под сквозную ось – E-Thru-axle (более современный и надёжный метод крепления колёс), а трансмиссия стала 1х9 и 2х9, вместо 2х9 и 3х9 как в Altus-Acera-Alivio. С трансмиссией 1х используется звезда с зубьями переменной толщины (Narrow-Wide – Узкий-Широкий), благодаря чему цепь лучше удерживается.
U6000
Серия U6000 разделена на 2 группы: для 10 и 11-скоростных трансмиссий. По качеству обе они примерно соответствуют уровню Deore.
Сюда же в принципе можно отнести 10-скоростную серию Deore LinkGlide M5130 (правда у неё отличается стандарт крепления манетки к тормозной ручке). В CUES U6000 даже есть кассета CS-LG400-10 с набором звёзд 11-43T, который подходит только для переключателя M5130, но в более бюджетном исполнении, чем его родная кассета (CS-LG600-10).
Манетки в U6000 тоже выполнены достаточно бюджетно (по ощущениям довольно хлипкие, скользкие, не очень эргономичные, хотя по надёжности нареканий к ним быть не должно). Манетка переднего переключателя RAPIDFIRE PLUS MONO – т.е. с одним рычагом для переключения. Переключатель RD-U6000 с Shadow + (при включении уменьшает колебания цепи на бездорожье).
Между собой 10 и 11-скоростные серии отличаются только количеством скоростей.
U8000
Уровень компонентов серии U8000 соответствует Deore XT, но трансмиссия не очень подходит для MTB (по крайней мере на пересечённой местности). Считается, что для горного велосипеда оптимальный размер большой (а лучше единственной, т.е. 1х) звезды системы – 30-36 зубьев, здесь же передние звёзды от 40 до 46 зубьев. Т.е. серия рассчитана на относительно ровный ландшафт и больше подходит для города или трекинга (либо можно позаимствовать систему передних звёзд из 6000-й серии).
Если в нижестоящих сериях были взяты уже существующие тормоза (тормозные ручки и калиперы MT200-MT500), то для U8000 выпустили тормоза CUES уровня XT. Немного облегчённая (по сравнению с CS-LG400) за счёт алюминиевого паука кассета. Более лёгкая и жёсткая конструкция шатунов (HOLLOWTECH II). Обе версии задних переключателя с Shadow+ и чуть более качественные, чем RD-U6000. Но даже на топовых переключателях 8000-й серии Shimano поставили регуляторы натяжения тросика (иногда их ещё называют «барашки»), как на бюджетных MTB-переключателях. Учитывая наличие таких «барашков» на манетках решение выглядит несколько странным, но возможно за счёт этого планируется сделать возможным совмещать их с шоссейными «пистолетами» (шифтерами), на которых регуляторов нет.
В общем, если кратко, то CUES предназначен для разных типов не профессиональных велосипедов и состоит из серий 3-х уровней: U4000 – начальный, U6000 – средний и U8000 – высокий.
Концепция
На первый взгляд концепция CUES кажется очень интересной и даже революционной:
- Shimano сносит свои MTB-групсеты начального и среднего уровня (Altus, Acera, Alivio и частично Deore), оставляя только 12-скоростные серии
- в будущем возможно также убирает и шоссейные групсеты (Claris, Sora, Tiagra), оставив только 11 скоростей
- и заменяет всё это на CUES, который долговечнее, за счёт своей массовости и простоты дешевле, все его компоненты формально совместимы между собой, а переключаться можно даже под нагрузкой, не боясь повредить трансмиссию.
Но если мы копнём чуть глубже, то окажется, что так просто это не работает, а многие достоинства групсета довольно сильно преувеличены:
- взаимозаменяемость компонентов внутри групсета весьма условная (ограниченная или бессмысленная)
- долговечность касается только кассеты (да и то смотря с какой сравнивать)
- для шоссейных велосипедов нужны будут полностью новые серии CUES, несовместимые с существующими.
И вообще всё выглядит так, будто CUES придумали маркетологи, а инженерам пришлось как-то выкручиваться и экстренно что-то придумывать.
Подробнее мы остановимся на этом в плюсах и минусах.
Плюсы и минусы
Вообще CUES и соответственно LinkGlide приписывается ряд достоинств, которые либо сильно преувеличены, либо получены за счёт каких-то недостатков, и, пожалуй, правильнее называть всё это особенностями. Давайте пройдёмся по этим особенностям групсета подробнее.
Упрощение
Если не вдаваться в детали, то может показаться, что заменить 3,5 групсета из MTB и 3 групсета из шоссейной линеек на один универсальный – очень хорошая идея. Но это далеко не так.
Шоссейные и MTB групсеты практически не совместимы. На горных велосипедах используются манетки, на шоссейных – шифтеры Dual-Control. На горных трансмиссия обычно 1х (с одной передней звездой), реже 2х и размер звезды/звёзд относительно небольшой (обычно в пределах 22-36 зубьев). На шоссерах трансмиссия обычно 2х и звёзды больше – от 34 до 53 зубьев. Диапазон MTB-кассет больше, чем у шоссейных и соответственно отличаются переключатели. И т.д. В общем, если для шоссе и выйдет CUES, то со своими отдельными сериями.
Что касается MTB-линейки, то, как мы выяснили, уровень компонентов CUES существенно варьируется, в зависимости от серии, а между собой (и даже внутри серии) они далеко не всегда совместимы. В то время как компоненты групсетов Altus, Acera и Alivio последних тысячных серий взаимозаменяемы и отличаются, по сути, только долговечностью и ценой.
Поэтому к упрощению можно отнести разве что переход на единую цепь, независимо от количества скоростей трансмиссии.
Унифицированность
CUES позиционируется как универсальный групсет с унифицированными взаимозаменяемыми компонентами. Унифицированность якобы достигается за счёт одинакового расстояния между звёздами кассеты (независимо от количества скоростей – 9, 10 или 11), а соответственно и совместимыми по сдвигу тросика манетками и задними переключателями.
Но, во-первых, совмещать компоненты на разное количество скоростей довольно странно (если это не какая-то исключительная ситуация вроде поломки в велопоходе и отсутствие выбора). Например, если поставить с 9-скоростной манеткой кассету с 10 или 11 звёздами, то нужно будет возить дополнительные звёзды, которые не будут использоваться. Приходит в голову единственный разумный вариант, когда это может быть оправдано, – на 9-скоростной трансмиссии поставить манетку (манетки) выше классом, т.к. ей будет приятнее пользоваться (но нужно будет правильно настроить ограничители на переключателе, чтобы случайно не сбросить цепь лишним щелчком).
А во-вторых, несмотря на унифицированность CUES, у его компонентов есть и другие характеристики. У тех же переднего и заднего переключателей есть технические требования к системе и кассете, поэтому нельзя просто взять что-то не глядя и заменить.
Например, у нас трансмиссия 2х9 – спереди система 46-30Т, сзади кассета 11-36T (9s). Т.к. разница между звёздами системы 16 зубьев, то у переднего переключателя должна быть ёмкость 16Т, а значит подойдут только переключатели FD-U4010, FD-U6010 или FD-U8010, остальные не годятся (по крайней мере официально), т.к. у них ёмкость 14Т. Общая ёмкость системы и кассеты будет 41Т (36-11 + 46-30) и максимальная звезда в кассете 36Т. Тогда из задних переключателей по характеристикам подойдут только RD-U3020, RD-U4020 и почти подходит RD-U6020-10.
Т.е. полная совместимость компонентов внутри CUES не более чем миф… ну или маркетинговая уловка. А если Shimano выпустит ещё и шоссейные серии CUES, то будет полная неразбериха, т.к. кроме цепи, к существующим компонентам в них по сути не будет подходить вообще ничего. Несмотря на унифицированность.
Переключение
Особая форма звёзд у кассет LinkGlide делает переключение передач более простым (можно переключаться даже под нагрузкой, например, при езде в гору) и плавным (нет рывка или микроудара при сбросе цепи на меньшую звезду, как у HG). Но при этом скорость переключения немного ниже, чем у HG. Хотя для любительского катания, для которого в общем-то и создан CUES, это не критично.
Износостойкость
Износостойкость или долговечность CUES относится только к кассете, хоть и упоминается обычно по отношению ко всему групсету. Shimano заявляет что кассеты LinkGlide в 3 раза прочнее и долговечнее, чем HyperGlide и достигается это за счёт более толстого основания зубьев звёзд.
Толщина звёзд в кассетах LG около 2 мм, в то время как у сравниваемых HG – 1,5 мм. Но 9-скоростные (и ниже) кассеты HG тоже имеют толщину звёзд 2 мм, поэтому и износостойкость у них сопоставима с LG. К тому же увеличение толщины звёзд приводит не только к повышению прочности, но и к большему весу кассеты, так что это как плюс, так и, с другой стороны, минус. В некоторой степени на износ кассеты HG могут также влиять микроудары при переключении, но большее значение имеет толщина звёзд (а главное – своевременная замена цепи).
Кратко
Ну что же, давайте подытожим и сделаем краткое сравнение достоинств и недостатков CUES (и других серий LinkGlide) с групсетами HyperGlide.
HyperGlide
- Плюсы: меньше вес и быстрее переключение
- Минусы: переключаться нужно без нагрузки и при переходе цепи с большей на меньшую звезду происходит микроудар
LinkGlide
- Плюсы: выше износостойкость кассеты, переключение более плавное и можно переключать передачи даже под нагрузкой
- Минусы: больше вес и медленнее переключение.
Отзывы
В настоящее время Shimano CUES официально пока не появился в розничной продаже, тем не менее его уже можно купить на Aliexpress или в Ozon. Поэтому мы вполне можем оценить новый групсет с практической точки зрения разных людей, опираясь на отзывы и обзоры.
Возможно, вас также заинтересует:
Классификация МТБ-переключателей Shimano
Полный калькулятор трансмиссии велосипеда (диапазон, шаг кассеты, каденс, скорость, передаточные числа, таблица и график)
Какой велосипед выбрать для езды в городе и по пересечённой местности
Если вы захотите поделиться своим опытом использования CUES или у вас есть вопросы, то пишите в комментариях.
Здравствуйте! Я правильно понимаю, если взять переключатель Shimano Deore RD-M5130-GS + кассета Shimano HG50-10 11-36 +
шифтер SHIMANO Deore M4100-R, то теоретически это должно работать?
Здравствуйте!
Да, они совместимы по рычажности, единственный момент, что M5130 рассчитан на кассету 11-43Т. Т.е. с кассетой 11-36Т чем ниже передача, тем больше от расчётного значения будет расстояние между направляющим роликом и звездой и из-за этого на низких передачах может плохо или немного дольше по времени переключаться. На практике не знаю, возможно будет нормально переключаться.
Ну и речь про сингл-систему. Если дабл, то у M5130 заявленная ёмкость 32Т, а с кассетой 11-36Т получается что спереди между звёздами должна быть разница максимум 7 зубьев.
Кассета лг400 шире 10ск шимано на более чем 2 мм. Шаг у кассеты cues 4.2 mm. Какой pull у манетки cues.
А как вы измеряете шаг и ширину? Обычным штангенциркулем с короткими губками сделать это затруднительно. И что имеется в виду под шириной кассеты – общая ширина кассеты, ширина от первой до последней звезды или ширина от середин первой и последней звезды? Шаг между соседними звёздами (толщина звезды + расстояние между звёздами) удобно измерять глубиномером штангенциркуля, у всех кассет LG он должен быть ~3.95 мм, как и у 10-скоростных кассет HG. Тогда ширина 10-скоростной кассеты (и LG, и HG) от середины первой до середины последней звезды будет 35.5 мм (3.95*9). Вот в этом видео https://youtu.be/2oUG0oHOcFc есть измерения ширины 10-скоростных кассет LG и HG и там такие результаты и получаются с учётом погрешности (35.55 и 35.8 мм).
Pull у 10-скоростных (и всех CUES) манеток ~3.65 мм, соответственно рычажность переключателей примерно 1.1.
Прекрасный обзор. Чувствуется глубокое знание предмета.
Статья помогла в выборе. Буду переходить на новинку CUES, хоть у неё есть свои нюансы
Спасибо за добрые слова, рад, что смог помочь
> За основу взята 10-скоростная кассета (шаг которой соответствует шагу кассеты HG)
Это неправда, шаг на 10 ск HG = 3.95, у 10 ск LG = 4.15
> Но у всех задних переключателей Shimano на 10, 11 и 12 скоростей рычажность одинаковая и совпадает с CUES.
Это неправда, у классических 10 ск переключателей Shimano рычажность = 1.2, у 11 ск = 1.1, у CUES рычажность 1.05-1.1
> с CUES частично или полностью (в зависимости от технических характеристик конкретной модели) совместимы следующие компоненты Shimano: MTB-манетки на 10 скоростей (а также Deore XT SL-M8130 на 11 скоростей)
Это неправда, у Shimano 10 ск pull ratio = 3.4 мм, у CUES pull ratio = 3.6 мм.
> с CUES частично или полностью (в зависимости от технических характеристик конкретной модели) совместимы следующие компоненты Shimano: MTB-переключатели на 10-12 скоростей
Это неправда, только у классических МТБ 11 ск переключателей Shimano нужный ratio 1.1
> с CUES частично или полностью (в зависимости от технических характеристик конкретной модели) совместимы следующие компоненты Shimano: MTB-кассеты HG на 10 скоростей
Это неправда, у них разный шаг
Это ваши измерения или вы их где-то нашли? Просто цифры не бьются между собой. Вы пишите, что у 10-скоростной кассеты LG шаг 4.15 мм, рычажность переключателей CUES 1.05-1.1, сдвиг тросика у манетки CUES 3.6 мм.
Рычажность переключателя (shift ratio) – это Шаг кассеты (sprocket pitch) / Сдвиг тросика (cable pull).
4.15 / 3.6 = 1.15 (а не 1.05-1.1). Где у вас ошибка?
Есть общий гугл-документ со всеми цифрами https://docs.google.com/spreadsheets/d/16C3Rz6qmzmurSNd-L3IeMSFukkBFV6D1DRbfS59EDrE/edit , плюс некоторые измерения я производил самостоятельно. У CUES cable pull 3.8, я ошибся, 3.8*1.1=4.18.
Понял, хорошо, спасибо. Противоречивая информация из разных источников. До большей ясности пока что скрою раздел про совместимость.