Фэтбайк – один из самых неоднозначных велосипедов, у которого есть как ярые поклонники, так и те, кто не считает его за полноценный велосипед, подшучивая над его широкими покрышками. Давайте поговорим о плюсах и минусах фэтов и разберёмся, кто же из них прав.
Содержание статьи:
Что такое фэтбайк
Фэтбайк (от англ. Fatbike; дословно переводится как «толстый велосипед») – это горный велосипед с очень широкими колёсами. Если у более привычных видов горного велосипеда (для кросс-кантри, эндуро, даунхилла и т.п.) ширина покрышек как правило от 2 до 2,5 дюйма, то у фэтбайка гораздо больше – обычно от 3,8 до 5,05 дюйма, из-за чего он и получил такое название.
Для чего нужен
Благодаря толстым шинам фэтбайки хорошо подходят для езды по бездорожью и труднопроходимым участкам (грязь, песок, снег, густая трава и т.п.), где на любом другом велосипеде проехать сложно или попросту невозможно. Если вы хотите расширить границы своих велопоездок, не боитесь кататься в сложных условиях и хотите ездить круглый год, то фэт отлично с этим справится.
Зачем нужны такие большие колёса
Чем толще покрышки, тем меньшее давление в них можно использовать. Маленькое давление и огромное пятно контакта колеса с дорогой обеспечивает фэтбайку отличную проходимость за счёт того, что колесо не зарывается в рыхлые поверхности, и хорошую устойчивость, т.к. уменьшается вероятность сноса колеса.
Но здесь нужно оговориться, что важны поверхность дороги, давление и какие используются покрышки (рисунок протектора и состав резины). Например, на нешипованной резине на льду или на дешёвых задубевших покрышках зимой, колесо не будет устойчиво к сносу, несмотря на большую ширину.
Плюсы и минусы
Плюсы:
- Хорошая проходимость по бездорожью
- Устойчивость – хорошо держит дорогу благодаря широким шинам
- Всесезонность – можно ездить в любое время года
- Хорошо подходит для велотуризма
- Брутальный внешний вид и любопытство прохожих (хотя для тех, кто не любит излишнее внимание, это может быть и минусом)
Минусы:
- Большой вес – обычно 15-20 кг
- Большие габариты (толстые и высокие колёса, широкий руль)
- Тяжёлый разгон и плохой накат
- Низкая средняя скорость
- Парусность (чувствительность к ветру из-за больших колёс)
- Нужно постоянно спускать и накачивать колёса (накачать для хорошего наката по асфальту, спустить для сыпучего грунта или большего комфорта на плохой дороге)
- Сильная тряска и нагрузка на руки на кочках (желательна амортизационная вилка, но хорошие вилки для фэтбайков стоят дорого – от 25 тысяч)
- Несмотря на высокую проходимость, проехать на фэтбайке всё же можно не везде. В высоком снегу или в очень рыхлом песке он всё равно увязнет, либо ехать будет настолько тяжело, что проще пройти пешком. А при определённой консистенции грязи (глины), она налипает на колёса, на цепь, которая расположена близко к колесу, и потом забивает переключатель/переключатели.
- Если байк используется по назначению, то почти всегда он будет грязным. И чтобы не тащить это всё домой, нужно будет где-то его мыть.
- Часто сложно продать (иногда примерно за треть от цены нового велосипеда)
- Сильно шумят колёса на асфальте
Что лучше выбрать – фэтбайк или обычный горный велосипед
Как мы уже выяснили, фэтбайк – это один из видов горного велосипеда. И у каждого вида своё специализированное назначение. Наиболее похожими на фэтбайк в плане назначения являются велосипеды для кросс-кантри.
Возможно вам будет также интересно: какие бывает виды велосипедов и для чего они предназначены
Давайте сравним фэтбайк (FB) и кросс-кантрийный велосипед (XC – общепринятое сокращение кросс-кантри) по некоторым параметрам. Сравнивать будем условные велосипеды примерно одного уровня.
- Вес. XC-велосипед будет легче FB на 2-3 кг.
- Скорость. При одинаковых усилиях, средняя скорость XC будет выше на 3-5 км/ч.
- Цена. XC будет стоить дешевле (по крайней мере новый в магазине, с б/у возможны варианты, т.к. на фэтбайки спрос ниже и их часто продают значительно дешевле, чем покупали), обслуживание и запчасти также будут обходиться дешевле.
- Надёжность. Примерно одинаковая, т.к. мы рассматриваем велосипеды одного уровня.
- Практичность. XC более практичен, т.к. легче и меньше по габаритам. Его проще хранить дома, загружать в лифт или машину и переносить. Из-за больших колёс FB не прикрепить к стандартному велобагажнику на крыше автомобиля. Также на фэтбайк налипает больше грязи и его сложнее мыть.
- Комфорт. На XC обычно ехать легче и комфортнее, т.к. нужно тратить меньше усилий для вращения педалей, есть амортизация вилки (у фэтбайков обычно жёсткая ригидная вилка) и меньше устают руки. Но в каких-то суровых условиях, где более узкие колёса XC могут скользить (снежная каша, грязь, камни и т.п.) и чтобы удержать велосипед нужна постоянная концентрация, FB более комфортен, т.к. лучше держит дорогу и его не сносит в стороны.
- Проходимость. У FB за счёт широких колёс и низкого давления проходимость по бездорожью гораздо выше. Но без чудес – это не вездеход и мощность, которую может выдать человек ограничена, поэтому проехать всё же можно не везде.
Поэтому выбирать какой велосипед вам больше подходит, нужно исходя из того, что для вас более важно.
Стоит ли покупать
Скорее всего нет. Фэтбайк имеет очень специфическое назначение и большинству людей он не нужен, минусов у него больше, чем плюсов. Нужно чётко понимать для чего он вам (например, для велопоходов или тренировок зимой за городом, чтобы поддерживать форму), иначе можно потратить деньги и получить полное разочарование.
Если же вы уверены, что фэтбайк вам необходим, то нужно знать некоторые нюансы.
По цене можно условно разделить фэтбайки на несколько групп:
- Бюджетный уровень ~ до 20 тыс. руб. Так называемые «Ашан-байки» (китайские Land Rover, BMW и пр., складные, с амортизацией и т.п.), которые не следует покупать ни в коем случае. Скорее всего они начнут разваливаться в первый же день после покупки и хорошо если на месте, а не во время поездки. Это просто выкинутые деньги и опасность для жизни и здоровья.
- Средний уровень ~ 30-50 тыс. руб. (Stels Aggressor, Forward Bizon и др.). На этих велосипедах обычно стоит самое простое оборудование начального уровня, но по крайней мере на них уже можно безопасно ездить (хоть и без большого комфорта) и по возможности как-то их апгрейдить.
- Оптимальный уровень ~ 60-100 тыс. руб. (Jamis Roughneck, Mongoose Argus и др.). Фэтбайки хорошего уровня, уже комплектующиеся качественными компонентами, можно купить и сразу ездить в своё удовольствие.
- Топ-уровень ~ 100+ тыс. руб. Топовые облегчённые фэтбайки каких-то известных производителей, либо собранные самостоятельно, в которых может использоваться карбон, амортизация вилки, либо обоих колёс и т.д.
Если это ваш первый велосипед, то лучше выбирать из 2-й или 3-й ценовой группы, в зависимости от финансовых возможностей.
Видео (советы, отзывы, обзоры)
Советы и рекомендации опытных фэтбайкеров:
Различные трюки и агрессивная езда на фэтбайке в лесу по трейлам (тропинкам) и дёртам (трамплинам из земли):
Велопоход на фэтбайке зимой в горах:
Электрический фэт с полным приводом:
Возможно, вам также будет интересно:
Если у вас есть опыт езды на фэте, поделитесь им в комментариях.
Да, Вы правы, и всё равно я бы взял трёхколёсный 20х4 но цена конечно кусается и, мне есть с чем сравнить. У меня ЧВЗ 3-х колесный 25 шт. мотор-колесо 500ватт 36 в контроллер АКБ 12 а/ч PAS это ещё 28 шт. но в сборе он обошёлся бы дешевле. А тут на те 90 тыщь, с чего бы это? Я прикинул, он у меня получается 65 шт. и это с натяжкой. А спросишь, и тебе начнут описывать всякую ерунду, вопрос: Кому нужна эта алюминиевая рама, тем более чтобы она складывалась, или там какая-то суперсталь… Интересно, они сами себя слышат что они несут, эти заморочки никому не нужны. Пример: мне съездить в магазин, вывезти мусор, съездить в поликлинику ну и редкий случай на природу всё! Это можно сделать и на моем, что я и делаю, но жёсткие колеса, хочется по мягче, дорог то у нас нет, вот где собака-то порылась. Этот велик больше для частного сектора, нужно место для хранения, чего у многих нет, некоторые покупают а хранить… Да и в дом не затолкаешь. Вот если бы у него отстёгивался задний мост по шелчку, это был бы шедевр а так.. а цена неплохого поддержанного авто, честное слово. Это же велосипед а рекламируют, чуть ли не космические технологии. Ну а на счёт скорости, так это не скоростной велик, я на своём перепробовал все режимы, 20 км. за глаза, езжу приемущественно на первых 3-х больших звездочках, мотор включаю только в горку или сильный встречный ветер, одного заряда хватает на 1 или 1,5 недели а то и 2. Короче, штука не плохая, но цены надо бы по умеренные сделать, это не его цена, глядишь и продажи поднимутся. Ладно, успехов Вам, с наступающим. Пихто.
Спасибо за интересный комментарий, вам тоже всех благ и с наступающим
Не согласен со многими доводами:
Большой вес – обычно 15-20 кг 15 кг — вес обычного горного;
Большие габариты (толстые и высокие колёса, широкий руль) — при раме 16 габариты будут небольшие;
Тяжёлый разгон и плохой накат — неправда , катится как на двух мячах;
Низкая средняя скорость — а кому она нужна, не всем;
Парусность (чувствительность к ветру из-за больших колёс) — чепуха, сильный ветер всем мешает;
Нужно постоянно спускать и накачивать колёса (накачать для хорошего наката по асфальту, спустить для сыпучего грунта или большего комфорта на плохой дороге)-чепуха, выбрал среднее давление и катайся;
Сильная тряска и нагрузка на руки на кочках (желательна амортизационная вилка, но хорошие вилки для фэтбайков стоят дорого – от 25 тысяч)-чепуха, тряска на узких колесах больше -это очевидно;
Несмотря на высокую проходимость, проехать на фэтбайке всё же можно не везде. В высоком снегу или в очень рыхлом песке он всё равно увязнет, либо ехать будет настолько тяжело, что проще пройти пешком. А при определённой консистенции грязи (глины), она налипает на колёса, на цепь, которая расположена близко к колесу, и потом забивает переключатель/переключатели. Чепуха, любой велосипед- не вездеход;
Если байк используется по назначению, то почти всегда он будет грязным. И чтобы не тащить это всё домой, нужно будет где-то его мыть — чепуха, хранить байк дома — грязное извращение. Ищите места для хранения.
Часто сложно продать (иногда примерно за треть от цены нового велосипеда). Это касается для любого велосипеда;
Сильно шумят колёса на асфальте — надуманная проблема;
У меня 2 городских, 1 горный, два фэтбайка Форвард.
Если вам нравится и всё устраивает – катайтесь на здоровье. Цель статьи не принизить фэтбайк, а объективно рассказать о его достоинствах и недостатках, чтобы потом у человека не было разочарования от покупки. Для определённых условий он подходит лучше горного, просто нужно понимать для каких именно. Но зачем спорить с совершенно очевидными вещами?
Ну ок.
Вес. Для среднего кросс-кантрийного байка нормальный вес – 14-15 кг (хороший 12-14 кг), средний фэтбайк ((15+20)/2) – 17,5 кг (хороший 14-15 кг). Получается при одинаковом бюджете фэт будет примерно на 2-3 кг тяжелее. Хотя для кого-то может средний вес 17,5 кг это и немного.
Габариты. Т.е. фэтбайк с колесами 27,5х4,5 дюйма на 16-й раме не будет по габаритам больше КК на 16-й раме с колесами 27,5х2,25? Очевидно же что он будет больше по длине и ширине и руль скорее всего тоже будет шире. Если оставлять велосипед в гараже, то это большого значения не имеет, но если человек будет хранить его дома, то это важно.
Накат. Проводились и тесты, и из логики следует, что у фэтбайка обычно накат и разгон хуже. При определённых условиях, например, на рыхлом песке, у широких колес накат будет лучше, потому что узкие будут проваливаться и увязать. Но, повторюсь, обычно он хуже.
Парусность. Т.е. при сильном встречном ветре нет никакой разницы что площадь колёс в 2-2,5 раза больше чем у КК? А если ехать нужно 2-3 часа, то тоже все равно 2 дюйма колёса или 5?
Накачка колёс. Понятное дело, что можно не накачивать и не спускать, если рельеф на маршруте плюс/минус одинаковый или рыхлые/твёрдые участки непродолжительны. А если нужно полчаса ехать по асфальту, а потом полчаса по песку, то можно и заморочиться, чтобы впустую не расходовать силы.
Тряска. Речь не о том, что на узких колёсах тряска меньше, а о том, что на КК обычно есть амортизационная вилка, а на фэтбайке обычно нет. А работающая вилка даже с узкими покрышками амортизирует лучше, чем фэт на толстой резине, но с ригидной вилкой. При продолжительной езде по кочкам без амортизационной вилки руки забьются несмотря на широкую резину.
Проходимость. А речь была про любой велосипед или про фэт и миф о том, что он проедет абсолютно везде? На джипах, например, тоже часто считают что у них вездеход, а потом приходится искать трактор, чтобы вытянуть, когда застряли.
Продажа б/у велосипеда. Т.е. если я куплю новый КК за 60 тыс и выставлю на Авито скажем за 40-45, то мне будет не найти покупателя и придется снизить цену до 20-25 тыс, чтобы хоть как-то его продать? С трудом верится, но раз вы так говорите, то пусть так.
Полностью согласен!
Всем ПРИВЕТ! На счет бюджетной категории Ашан-байков я вот что скажу из своего личного опыта. Возможно первые (ранние) там складные Land-Rover и т.п. действительно разваливались сразу, НО! У меня первый мой фэт оказался китайским BRAVO FAT 26 D. Я раньше не слышал и никогда не сталкивался с брендом BRAVO из поднебесной. НО! Из личного опыта могу сказать только, что — BRAVO FAT 26 D — Отличный и надежный велосипед для начинающих. Купил его совершенно случайно. Привез в ремонт горный велосипед Stinger, а там стоял в продаже этот красавец красного цвета и тут я не удержался попробовать поездить на фэтбайке. Таких больше не выпускают. Модель 2020-2021 годов. Рекомендую. Я за один сезон проехал на нем 500 километров без единой поломки. Правда не прыгаю и не скачу. А просто езжу вечерами и в выходные. Иногда заезжаю на бездорожье. Грунт держит отлично! Даже в новогодние праздники выехал на нем по сугробам. Уж очень хотелось попробовать по зиме покататься. Прёт по насту как трактор. Надежность у этого фэта отличная не смотря, что многие относят его к категории ашан-байков. Главное сразу всё протянуть. Мне было проще. Я его приобрел в специализированном магазине. Там этот фэт уже был подготовлен и полностью протянут. Сел и поехал. В конце сезона только подтянули и отрегулировали по гарантии растянувшиеся тросики переключения передач. И всё! И то сказали в сервисе, что это нормально. Все тросики растягиваются. Больше с ним проблем не было. Выкатился на второй сезон. Пока по ощущениям — фэт кажется стал ехать лучше, чем было с магазина! Отличный велосипед для начинающих фэтбайкеров! А вообще любая покупка велосипеда это кот в мешке. Никто не даст гарантий, что и топовые велосипеды не начнут сыпаться даже по мелочам. Любой велосипед, как и любое средство передвижения, это лотерея. Никто не сможет точно сказать, как оно себя проявит рано или поздно??? Берегите себя!
Купил себе фэтбайк чтобы ноги чём-то тяжёлым занять. С этим он справляется отлично. Мне его на себе донести легче чем доехать) накат у него отличный, по неровностям едет отлично. Купил китайский за 16к. Собрал в сервисе чтоб всё чётко работало. Сломал педаль на четвёртый день, но виноват сам. Больше пока ничего не отвалилось хотя точно отвалится. Дешёвый Китай рекомендую как первый велик чтоб понять нужен он вообще или нет. Если он выдержал меня то выдержит и других. Рост 2 вес 120кг. Велик TIMETRY F430 26″
А у меня АШАН байк и ниче, покатался пару недель накопил на новую втулочку, еще пару недель и полностью новый обвес, еще пару недель и новая резина, ну и когда поставил на него гидравлику то он ПОЧЕМУ то перестал быть АШАН байком, незнаю почему??? Может наверно у меня нет сразу 60ти кусков РЭ а есть желание катать и голова на плечах что бы спокойно апгрейдить свой фэт. Не забывайте что на раму можно поставить все что угодно, от АШАН фэта у меня осталась только рама и переднее колесо, за то я не копил а сразу начал испытывать каеф!!!!
Купила на зиму бизончик, на работу ездить. Родная навеска бизона — говно, но у меня сразу была своя, перекинула с байка, поэтому мне норм. Ну и короч. Я думала, что весной поставлю на прикол, но… выехала раз, выехала два, теперь поставила на прикол шоссер ХД. Только на фэте я внезапно полюбила грунты, на тонких байках, сколько их у меня было, не видела кайфа в грунтах, хоть ты тресни. Полагаю, тут дело в давлении и толщине покрышки. Он с одной стороны на асфальте не бесит, шумит, но катит, не жмякается, как если тонкий приспустить. А на грунте вся мелочь жрется, вообще не чувствуется под колесами. А на крупняке он подпрыгивает, но скорость не теряет. Его не так растрясает, как тонкий. Это все опыт камерного использования, до бескамерки не доросла.
Взял себе фэт ни жалею покатушки по лесополосе в удовольствие, грязь и песок теперь не проблема, брал бюджетный вариант ( обвесы конечно оставляют желать лучшего) сейчас буду обновлять обвесы после 2х лет пользования и дальше буду пользоваться. То что он тяжелее и чуть тупее это да. Но в этот класс велосипедов влюбился
Приветствую всех любителей велосипедов! Я хотел бы поделиться своими впечатлениями от фэтбайка Stels Aggressor D24 V010.
Во-первых, что мне нравится. Фэтбайк — это нечто невероятное! Его широкие покрышки и мощная рама делают его идеальным выбором для езды почти по любой местности, от песчаных дюн до снежных трасс. Независимо от того, где я хочу покататься, этот велосипед имеет отличное сцепление с поверхностью и стабильность, что придает уверенности.
Однако, есть и несколько моментов, которые я бы хотел улучшить. Например, фэтбайк Aggressor тяжеловат, что делает его менее маневренным на некоторых участках трассы. Также хотя широкие покрышки отлично справляются с различными типами поверхностей, они имеют излишнее сопротивление качению на асфальтированных дорогах.
Но в целом, я очень доволен фэтбайком. Он предоставляет мне возможность исследовать новые места и испытать невероятные ощущения от катания. Этот байк стал надежным компаньоном для меня во всех моих приключениях, и я бы однозначно рекомендовал его всем любителям активного отдыха!
В апреле 2024 года купил фэт за 19 000 рублей. На промподшипниках. Всё смазал, протянул. Накатал 250 километров. появился люфтик в педалях (они без втулок и подшипников) и всё! Катаюсь и радуюсь!